Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2256
i

В шар ра­ди­у­са R впи­са­на пра­виль­ная четырёхуголь­ная приз­ма. Угол между диа­го­на­лью приз­мы и плос­ко­стью ос­но­ва­ния равен α. При каком зна­че­нии α пло­щадь пол­ной по­верх­но­сти приз­мы будет наи­боль­шей?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Можно счи­тать, что ра­ди­ус шара равен 1 (при го­мо­те­тии все от­но­ше­ния пло­ща­дей и от­рез­ков со­хра­нят­ся, как и углы). Обо­зна­чим вы­со­ту приз­мы за 2h, а сто­ро­ну ее ос­но­ва­ния за 2x, тогда ее пло­щадь пол­ной по­верх­но­сти будет равна

2 левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 4 умно­жить на 2h умно­жить на 2x=8x в квад­ра­те плюс 16hx.

Рас­смот­рим диа­го­наль­ное се­че­ние приз­мы, пер­пен­ди­ку­ляр­ное ос­но­ва­нию. По­лу­чим пря­мо­уголь­ник со сто­ро­на­ми 2h и  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та x, впи­сан­ный в окруж­ность ра­ди­у­са 1 (по­сколь­ку центр шара лежит в этом се­че­нии). Зна­чит, диа­го­наль этого пря­мо­уголь­ни­ка яв­ля­ет­ся диа­мет­ром сферы и равна 2, от­ку­да

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 2h пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =2 рав­но­силь­но ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4h в квад­ра­те плюс 8x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =2 рав­но­силь­но 4h в квад­ра­те плюс 8x в квад­ра­те =4 рав­но­силь­но h в квад­ра­те плюс 2x в квад­ра­те =1 рав­но­силь­но h= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та .

Сле­до­ва­тель­но, пло­щадь пол­ной по­верх­но­сти приз­мы это

8x в квад­ра­те плюс 16hx=8 левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 2x ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка .

Наша за­да­ча  — найти наи­боль­шее зна­че­ние этой функ­ции при x мень­ше ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби конец ар­гу­мен­та . Возь­мем про­из­вод­ную:

 левая круг­лая скоб­ка 8 левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 2x ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка '=8 левая круг­лая скоб­ка 2x плюс левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка ' ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та плюс 2x левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка ' пра­вая круг­лая скоб­ка =
=8 левая круг­лая скоб­ка 2x плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та плюс 2x умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби левая круг­лая скоб­ка 1 минус 2x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка ' пра­вая круг­лая скоб­ка = 8 левая круг­лая скоб­ка 2x плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та плюс дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби умно­жить на левая круг­лая скоб­ка минус 4x пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка =
=8 левая круг­лая скоб­ка 2x плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та минус дробь: чис­ли­тель: 4x в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = 8 левая круг­лая скоб­ка 2x плюс дробь: чис­ли­тель: 2 левая круг­лая скоб­ка 1 минус 2x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка минус 4x в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка =
=8 левая круг­лая скоб­ка 2x плюс дробь: чис­ли­тель: 2 минус 4x в квад­ра­те минус 4x в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка =8 левая круг­лая скоб­ка 2x плюс дробь: чис­ли­тель: 2 минус 8x в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = 16 левая круг­лая скоб­ка x плюс дробь: чис­ли­тель: 1 минус 4x в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

При­рав­ня­ем про­из­вод­ную к нулю:

16 левая круг­лая скоб­ка x плюс дробь: чис­ли­тель: 1 минус 4x в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но x= дробь: чис­ли­тель: 4x в квад­ра­те минус 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби рав­но­силь­но x ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =4x в квад­ра­те минус 1 рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но x в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка 1 минус 2x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка 4x в квад­ра­те минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те рав­но­силь­но x в квад­ра­те минус 2x в сте­пе­ни 4 =16x в сте­пе­ни 4 минус 8x в квад­ра­те плюс 1 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но 18x в сте­пе­ни 4 минус 9x в квад­ра­те плюс 1=0 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка 6x в квад­ра­те минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 3x в квад­ра­те минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =0.

От­сю­да x в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 6 конец дроби (по­сто­рон­ний ко­рень, по­сколь­ку для него  дробь: чис­ли­тель: 4x в квад­ра­те минус 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби от­ри­ца­тель­но) или x в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби рав­но­силь­но x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

Те­перь вы­чис­лим зна­че­ния функ­ции S левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =8 левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 2x ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка в точ­ках x=0; x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби и x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби (ко­рень про­из­вод­ной и концы от­рез­ка), одно из них и будет наи­боль­шим: S левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка =8 левая круг­лая скоб­ка 0 плюс 0 пра­вая круг­лая скоб­ка =0,

S левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка =8 левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка =8 левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка = 8 левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка =8,

S левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка =8 левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка =8 левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс 0 пра­вая круг­лая скоб­ка =4 мень­ше 8.

Итак, наи­боль­шая пло­щадь по­верх­но­сти по­лу­ча­ет­ся при x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби , тогда диа­го­наль ос­но­ва­ния равна  дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби и, сле­до­ва­тель­но,

 ко­си­нус альфа = дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби :2= дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби рав­но­силь­но альфа = арк­ко­си­нус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец ар­гу­мен­та .

Ответ:  арк­ко­си­нус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2261

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РСФСР, 1985 год, ра­бо­та 2, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Гео­мет­рия
?
Сложность: 9 из 10