
В шар радиуса R вписана правильная четырёхугольная призма. Угол между диагональю призмы и плоскостью основания равен α. При каком значении α площадь полной поверхности призмы будет наибольшей?
Решение. Можно считать, что радиус шара равен 1 (при гомотетии все отношения площадей и отрезков сохранятся, как и углы). Обозначим высоту призмы за 2h, а сторону ее основания за 2x, тогда ее площадь полной поверхности будет равна
Рассмотрим диагональное сечение призмы, перпендикулярное основанию. Получим прямоугольник со сторонами 2h и вписанный в окружность радиуса 1 (поскольку центр шара лежит в этом сечении). Значит, диагональ этого прямоугольника является диаметром сферы и равна 2, откуда
Следовательно, площадь полной поверхности призмы это
Наша задача — найти наибольшее значение этой функции при Возьмем производную:
Приравняем производную к нулю:
Отсюда (посторонний корень, поскольку для него
отрицательно) или
Теперь вычислим значения функции в точках
и
(корень производной и концы отрезка), одно из них и будет наибольшим:
Итак, наибольшая площадь поверхности получается при тогда диагональ основания равна
и, следовательно,
Ответ:
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: