Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2210
i

Най­ди­те наи­мень­ший воз­мож­ный объём пра­виль­ной четырёхуголь­ной пи­ра­ми­ды, опи­сан­ной около по­лу­ша­ра ра­ди­у­са, рав­но­го  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та . Сфера по­лу­ша­ра ка­са­ет­ся бо­ко­вых гра­ней пи­ра­ми­ды и центр ос­но­ва­ния пи­ра­ми­ды лежит в цен­тре шара.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Обо­зна­чим вер­ши­ну пи­ра­ми­ды за S, вер­ши­ны ос­но­ва­ния  — за ABCD, пусть O  — центр ос­но­ва­ния, M и N  — се­ре­ди­ны ребер AB и CD со­от­вет­ствен­но. Пусть далее h боль­ше ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та   — вы­со­та пи­ра­ми­ды, 2x боль­ше 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та   — ее сто­ро­на ос­но­ва­ния, тогда ее объем равен  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби h левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби hx в квад­ра­те . Рас­смот­рим се­че­ние пи­ра­ми­ды плос­ко­стью SMN. В нем будет рав­но­бед­рен­ный тре­уголь­ник MSN, в ко­то­рый впи­са­на по­лу­окруж­ность ра­ди­у­са  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та . До­стро­им до сим­мет­рич­но­го тре­уголь­ни­ка MS1N, тогда MSNS1  — ромб с впи­сан­ной окруж­но­стью ра­ди­у­са  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , центр ко­то­рой O  — точка пе­ре­се­че­ния диа­го­на­лей ромба.

С дру­гой сто­ро­ны, ра­ди­ус впи­сан­ной окруж­но­сти можно по­счи­тать по фор­му­ле  дробь: чис­ли­тель: 2S_MSNS_1, зна­ме­на­тель: P_MSNS_1 конец дроби , от­ку­да

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 2 умно­жить на 2x умно­жить на 2h умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , зна­ме­на­тель: 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: h в квад­ра­те плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: xh, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: h в квад­ра­те плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та конец дроби ,

зна­чит, hr= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: h в квад­ра­те плюс r в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та , от­ку­да

h в квад­ра­те r в квад­ра­те =3h в квад­ра­те плюс 3r в квад­ра­те рав­но­силь­но r в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 3h в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: h в квад­ра­те минус 3 конец дроби

и объем пи­ра­ми­ды равен  дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби h умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 3h в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: h в квад­ра­те минус 3 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4h в кубе , зна­ме­на­тель: h в квад­ра­те минус 3 конец дроби . Не­об­хо­ди­мо найти наи­мень­шее зна­че­ние этой функ­ции. Возь­мем ее про­из­вод­ную:

 левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 4h в кубе , зна­ме­на­тель: h в квад­ра­те минус 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка '= дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка 4h в кубе пра­вая круг­лая скоб­ка ' левая круг­лая скоб­ка h в квад­ра­те минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка минус левая круг­лая скоб­ка h в квад­ра­те минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка ' умно­жить на 4h в кубе , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка h в квад­ра­те минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 12h в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка h в квад­ра­те минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2h умно­жить на 4h в кубе , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка h в квад­ра­те минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби =
= дробь: чис­ли­тель: 12h в сте­пе­ни 4 минус 36h в квад­ра­те минус 8h в сте­пе­ни 4 , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка h в квад­ра­те минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4h в сте­пе­ни 4 минус 36h в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка h в квад­ра­те минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4h в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка h в квад­ра­те минус 9 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка h в квад­ра­те минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби .

Ясно, что при h при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та ;3 пра­вая круг­лая скоб­ка это вы­ра­же­ние от­ри­ца­тель­но (и функ­ция  дробь: чис­ли­тель: 4h в кубе , зна­ме­на­тель: h в квад­ра­те минус 3 конец дроби убы­ва­ет), а при h боль­ше 3 это вы­ра­же­ние по­ло­жи­тель­но (и функ­ция  дробь: чис­ли­тель: 4h в кубе , зна­ме­на­тель: h в квад­ра­те минус 3 конец дроби воз­рас­та­ет). По­это­му наи­мень­шее зна­че­ние функ­ция при­ни­ма­ет при h=3 и, со­от­вет­ствен­но,

V= дробь: чис­ли­тель: 4h в кубе , зна­ме­на­тель: h в квад­ра­те минус 3 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4 умно­жить на 27, зна­ме­на­тель: 9 минус 3 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 108, зна­ме­на­тель: 6 конец дроби =18.

Ответ: 18.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2205

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РСФСР, 1983 год, ра­бо­та 3, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Гео­мет­рия
?
Сложность: 8 из 10