Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2205
i

Ра­ди­ус сферы равен 3. В сферу впи­са­на пра­виль­ная четырёхуголь­ная пи­ра­ми­да так, что все её вер­ши­ны при­над­ле­жат сфере. Най­ди­те наи­боль­ший воз­мож­ный объём пи­ра­ми­ды.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть S  — вер­ши­на пи­ра­ми­ды, ABCD  — ее ос­но­ва­ние, O  — центр сферы, O1  — центр квад­ра­та ABCD. Ясно, что S лежит на пря­мой OO1, при­чем так, что O лежит между O1 и S (если это не так, за­ме­ним S на вто­рой конец этого же диа­мет­ра, вы­со­та пи­ра­ми­ды уве­ли­чит­ся, зна­чит, и объем тоже). Обо­зна­чим OO_1=x, тогда h=3 плюс x  — вы­со­та пи­ра­ми­ды. Тогда из пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка OO_1C имеем

O_1C= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: OC в квад­ра­те минус OO_1 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 минус x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та .

Зна­чит, AC=2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 минус x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та , а сто­ро­на квад­ра­та, мень­шая диа­го­на­ли в  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та раз, равна  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 18 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та . Тогда объем пи­ра­ми­ды равен

 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби h S_ABCD= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби левая круг­лая скоб­ка 3 плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 18 минус 2x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби левая круг­лая скоб­ка 3 плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 18 минус 2x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =
= дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби левая круг­лая скоб­ка 3 плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 9 минус x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби левая круг­лая скоб­ка 3 плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 3 плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 3 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби h в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка 6 минус h пра­вая круг­лая скоб­ка .

Най­дем те­перь наи­боль­шее зна­че­ние функ­ции h в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка 2R минус h пра­вая круг­лая скоб­ка . Возь­мем ее про­из­вод­ную:

 левая круг­лая скоб­ка h в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка 6 минус h пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка '= левая круг­лая скоб­ка 6h в квад­ра­те минус h в кубе пра­вая круг­лая скоб­ка '=12h минус 3h в квад­ра­те =h левая круг­лая скоб­ка 12 минус 3h пра­вая круг­лая скоб­ка ,

по­это­му про­из­вод­ная от­ри­ца­тель­на при h > 4 и по­ло­жи­тель­на при h < 4. Зна­чит, сама функ­ция (а с ней и объем) убы­ва­ет при h > 4 и воз­рас­та­ет при h < 4, а наи­боль­шее зна­че­ние при­ни­ма­ет в точке h  =  4: V_max= дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби умно­жить на 16 умно­жить на 2= дробь: чис­ли­тель: 64, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

 

Ответ:  дробь: чис­ли­тель: 64, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2210

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РСФСР, 1983 год, ра­бо­та 3, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Гео­мет­рия
?
Сложность: 8 из 10