Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 1899
i

3.А. Дана функ­ция f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка .

а)  Ре­ши­те урав­не­ние f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x минус 2.

б)  По­строй­те гра­фик функ­ции y=f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка .

в)  Най­ди­те наи­мень­шее и наи­боль­шее зна­че­ния функ­ции y=f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2; дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

г)  Най­ди­те пло­щадь фи­гу­ры, рас­по­ло­жен­ной в тре­тьей ко­ор­ди­нат­ной чет­вер­ти и огра­ни­чен­ной гра­фи­ком функ­ции y=f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка и пря­мой y=x минус 2.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Решим урав­не­ние

 левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =x минус 2 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 2x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =x минус 2 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 2x плюс 1 минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 2x пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но x левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0,

от­ку­да x=0, x=\pm 2.

б)  При­ведём дан­ную функ­цию к виду

f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 2x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =x в кубе плюс 2x в квад­ра­те плюс x минус 2x в квад­ра­те минус 4x минус 2=x в кубе минус 3x минус 2.

Функ­ция яв­ля­ет­ся ку­би­че­ским мно­го­чле­ном, по­это­му всюду опре­де­ле­на и при­ни­ма­ет все ве­ще­ствен­ные зна­че­ния. Ее кор­ня­ми, оче­вид­но, будут x= минус 1 и x=2. Асимп­тот гра­фик не имеет. Возь­мем про­из­вод­ную

 левая круг­лая скоб­ка x в кубе минус 3x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка '=3x в квад­ра­те минус 3=3 левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =3 левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ,

что от­ри­ца­тель­но при x при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус 1;1 пра­вая круг­лая скоб­ка и по­ло­жи­тель­но при x мень­ше минус 1 или x боль­ше 1. Зна­чит, функ­ция воз­рас­та­ет на  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; минус 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , убы­ва­ет на  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 1;1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка и воз­рас­та­ет на  левая квад­рат­ная скоб­ка 1; бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка . При x= минус 1 у фук­ции мак­си­мум, а при x=1 у функ­ции ми­ни­мум, причём f левая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =0, f левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 4. Возь­мем вто­рую про­из­вод­ную  левая круг­лая скоб­ка 3x в квад­ра­те минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка '=6x, что по­ло­жи­тель­но при x боль­ше 0 и от­ри­ца­тель­но при x мень­ше 0. Зна­чит, функ­ция вы­пук­ла вниз при x боль­ше 0 и вверх при x мень­ше 0. При x=0 у функ­ции точка пе­ре­ги­ба, f левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 2. Гра­фик изоб­ра­жен на ри­сун­ке.

в)  Наи­боль­шее и наи­мень­шее зна­че­ние функ­ции могут быть в кор­нях про­из­вод­ной или на кон­цах от­рез­ка. Тогда f левая круг­лая скоб­ка минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 8 плюс 6 минус 2= минус 4, f левая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =0, f левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 4,

f левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 27, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби минус 3 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус 2= дробь: чис­ли­тель: 27, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус 2= дробь: чис­ли­тель: 27, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: 36, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби минус 2= минус дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби минус 2= минус целая часть: 3, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 8

Зна­чит, наи­боль­шее зна­че­ние 0, а наи­мень­шее −4.

г)  Из пунк­та a мы знаем, что пря­мая y=x минус 2 пе­ре­се­ка­ет гра­фик функ­ции при x= минус 2 и x=0 (нас ин­те­ре­су­ет толь­ко тре­тья чет­верть, по­это­му x=2 мы не рас­смат­ри­ва­ем). По­сколь­ку функ­ция вы­пук­ла вверх при x при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус 2;0 пра­вая круг­лая скоб­ка , ее гра­фик лежит выше се­ку­щей. По­это­му

S= при­над­ле­жит t\limits_ минус 2 в сте­пе­ни 0 левая круг­лая скоб­ка x в кубе минус 3x минус 2 минус левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка dx= при­над­ле­жит t\limits_ минус 2 в сте­пе­ни 0 левая круг­лая скоб­ка x в кубе минус 3x минус 2 минус x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка dx= при­над­ле­жит t\limits_ минус 2 в сте­пе­ни 0 левая круг­лая скоб­ка x в кубе минус 4x пра­вая круг­лая скоб­ка dx=
= левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби x в сте­пе­ни 4 минус 2x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка |_ минус 2 в сте­пе­ни 0 =0 минус 0 минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби умно­жить на левая круг­лая скоб­ка минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни 4 плюс 2 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те = минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби умно­жить на 16 плюс 2 умно­жить на 4= минус 4 плюс 8=4.

 

Ответ: а)  левая фи­гур­ная скоб­ка минус 2;0;2 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка ; б) см. рис.; в) −4 и 0; г) 4.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 1904

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, Санкт-Пе­тер­бург, 1994 год, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ин­те­грал, вы­чис­ле­ние пло­ща­дей , Ис­сле­до­ва­ние функ­ций, По­стро­е­ние гра­фи­ков функ­ций, гра­фи­ков урав­не­ний, Ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния и их си­сте­мы
?
Сложность: 5 из 10