№ 1853 

Санкт-петербургские выпускные экзамены. Углубленная программа. 2. Тригонометрия
i
Спрятать решениеРешение. а) Подставим
Получим






Нетрудно убедиться, что второй набор является подможеством первого, поскольку
Ответ:

б) Преобразуем функцию












Значит можно построить этот график цепочкой преобразований
то есть взять стандартный график
сжать его вдвое по горизонтали, потом вдвое по вертикали и, наконец, сдвинуть вниз на 

в) Определим сначала точки на отрезке
в которых функция
принимает значение 0. Решим уравнение:

Из этих точек на указанном отрезке лежит
(и еще концы отрезка).
Как видно из графика, функция
положительна на
и отрицательна на 
Теперь перейдем к задаче. Нужно чтобы
и
имели разный знак. То есть одно из них было отрицательным, а другое положительным. Разобъем квадрат
на 4 части линиями
и заштрихуем те части, в которых это условие выполнено.

г) Преобразуем функцию



Поскольку
принимает все значения от −1 до 1, то эта функция принимает все значения от
до 
Итак, функция принимает значения на отрезке длины 1. Но и отрезок
имеет длину 1, а все значения из него должны приниматься. Значит, это один и тот же отрезок, откуда



из этих точек на отрезке

лежат только

и

Ответ:
или 
Ответ: а)
б) см. рис.; в) см. рис.; г)

Спрятать критерииКритерии проверки:| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Ответ:

б) Преобразуем функцию












Значит можно построить этот график цепочкой преобразований
то есть взять стандартный график
сжать его вдвое по горизонтали, потом вдвое по вертикали и, наконец, сдвинуть вниз на 

в) Определим сначала точки на отрезке
в которых функция
принимает значение 0. Решим уравнение:

Из этих точек на указанном отрезке лежит
(и еще концы отрезка).
Как видно из графика, функция
положительна на
и отрицательна на 
Теперь перейдем к задаче. Нужно чтобы
и
имели разный знак. То есть одно из них было отрицательным, а другое положительным. Разобъем квадрат
на 4 части линиями
и заштрихуем те части, в которых это условие выполнено.

г) Преобразуем функцию



Поскольку
принимает все значения от −1 до 1, то эта функция принимает все значения от
до 
Итак, функция принимает значения на отрезке длины 1. Но и отрезок
имеет длину 1, а все значения из него должны приниматься. Значит, это один и тот же отрезок, откуда



из этих точек на отрезке

лежат только

и

Ответ:
или
а)
б) см. рис.; в) см. рис.; г)

Задание парного варианта: 1848