Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

3В. Дана функ­ция  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x конец ар­гу­мен­та .

а)  Ре­ши­те урав­не­ние  левая круг­лая скоб­ка 3 минус f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 0,75x пра­вая круг­лая скоб­ка =0.

б)  Изоб­ра­зи­те на чер­те­же мно­же­ство всех точек с ко­ор­ди­на­та­ми  левая круг­лая скоб­ка x;y пра­вая круг­лая скоб­ка та­ки­ми, что  минус 0,75x мень­ше или равно y мень­ше или равно f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка .

в)  На­уда­чу вы­би­ра­ет­ся целое число a из от­рез­ка  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 12;12 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность того, что урав­не­ние  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =a имеет целое ре­ше­ние.

г)  Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a такие, что урав­не­ние  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =ax не имеет ре­ше­ний на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 4;0 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Дан­ное урав­не­ние сво­дит­ся к двум ва­ри­ан­там:

1)  либо f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =3:

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x конец ар­гу­мен­та =3 рав­но­силь­но 1 минус 2x=9 рав­но­силь­но 2x= минус 8 рав­но­силь­но x= минус 4.

2)  либо f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 0,75x:

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x конец ар­гу­мен­та = минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби x рав­но­силь­но 1 минус 2x= дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби x в квад­ра­те  рав­но­силь­но 9x в квад­ра­те плюс 32x минус 16=0

 рав­но­силь­но x= дробь: чис­ли­тель: минус 32\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 32 в квад­ра­те плюс 4 умно­жить на 9 умно­жить на 16 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 18 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: минус 32\pm 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 в квад­ра­те плюс 4 умно­жить на 9 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 18 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: минус 16\pm 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 100 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 9 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: минус 16\pm 20, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби ,

от­сю­да x= минус 4 или x= дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби , где вто­рой ко­рень яв­ля­ет­ся по­сто­рон­ним, т. к.  минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби x мень­ше 0 . Итого, x= минус 4.

б)   Гра­фик функ­ции y= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 2x конец ар­гу­мен­та   — ветвь па­ра­бо­лы, на­прав­лен­ная влево с вер­ши­ной в точке  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка . Гра­фик функ­ции y= минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби x  — пря­мая, про­хо­дя­щая через на­ча­ло ко­ор­ди­нат и точку  левая круг­лая скоб­ка минус 4; 3 пра­вая круг­лая скоб­ка , где она пе­ре­се­ка­ет­ся с вет­вью па­ра­бо­лы (см. пункт а). Зна­чит, усло­вию удо­вле­тво­ря­ют все точки, рас­по­ло­жен­ные между этими гра­фи­ка­ми при x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 4; дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . Гра­фик изоб­ра­жен спра­ва на ри­сун­ке.

в)  Всего на этом от­рез­ке 25 целых чисел. Если вы­брать от­ри­ца­тель­ное, то ре­ше­ний точно не будет. Если же вы­брать не­от­ри­ца­тель­ное, то можно будет воз­ве­сти урав­не­ние в квад­рат

1 минус 2x=a в квад­ра­те рав­но­силь­но x= дробь: чис­ли­тель: 1 минус a в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Чтобы это число по­лу­чи­лось целым, a в квад­ра­те долж­но быть не­чет­ным. Зна­чит, и a долж­но быть не­чет­но. Таких не­от­ри­ца­тель­ных a ровно 6 это 1, 3, 5, 7, 9, 11. Зна­чит, ответ  дробь: чис­ли­тель: 6, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби .

г)  Рас­смот­рим ри­су­нок в пунк­те б) и най­дем вна­ча­ле, при каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра урав­не­ние имеет ре­ше­ния. Пря­мые, про­хо­дя­щие через на­ча­ло ко­ор­ди­нат (y=ax) пе­ре­се­ка­ют гра­фик y=f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка при a мень­ше или равно минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби (при a= минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пе­ре­се­че­ние про­ис­хо­дит в точке  левая круг­лая скоб­ка минус 4; 3 пра­вая круг­лая скоб­ка , а при более от­ри­ца­тель­ных a - в точке с абс­цис­сой от −4 до 0, по­сколь­ку пря­мая силь­нее на­кло­не­на). При a при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка пря­мые слиш­ком по­ло­гие, чтобы было пе­ре­се­че­ние с нуж­ной ча­стью гра­фи­ка, а при a боль­ше или равно 0 во­об­ще на­кло­не­ны в дру­гую сто­ро­ну и не про­хо­дят через вто­рую чет­верть. Сле­до­ва­тель­но, ре­ше­ния есть при a мень­ше или равно минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , по­это­му урав­не­ние не имеет ре­ше­ний при  a боль­ше минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

 

Ответ: а)  левая фи­гур­ная скоб­ка минус 4 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка ; б) см. рис.; в)  дробь: чис­ли­тель: 6, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби ; г)  a боль­ше минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 1807

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, Санкт-Пе­тер­бург, 1996 год, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Ир­ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния и их си­сте­мы, Ис­сле­до­ва­ние функ­ций, По­стро­е­ние гра­фи­ков функ­ций, гра­фи­ков урав­не­ний, Урав­не­ния с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 9 из 10