Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

3А. Дана функ­ция  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x конец ар­гу­мен­та в квад­ра­те минус x плюс 4.

а)  Ре­ши­те урав­не­ние  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =2x.

б)  Ре­ши­те не­ра­вен­ство  дробь: чис­ли­тель: f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 3x минус 2 конец дроби боль­ше или равно 1.

в)  Про­верь­те, яв­ля­ет­ся ли точка с ко­ор­ди­на­та­ми  левая круг­лая скоб­ка 2,5;3 пра­вая круг­лая скоб­ка се­ре­ди­ной ка­ко­го-либо от­рез­ка, концы ко­то­ро­го лежат на гра­фи­ке функ­ции  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка .

г)  Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a такие, что функ­ция  g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =f левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка яв­ля­ет­ся чет­ной.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Воз­ве­дем обе части урав­не­ния  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в квад­ра­те минус x плюс 4 конец ар­гу­мен­та =2x в квад­рат, за­пом­нив, что x боль­ше или равно 0. По­лу­ча­ем

x в квад­ра­те минус x плюс 4=4x в квад­ра­те рав­но­силь­но 3x в квад­ра­те плюс x минус 4=0 левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 3x плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x=1,x= минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец со­во­куп­но­сти . \undersetx боль­ше или равно 0\mathop рав­но­силь­но x=1.

Ответ: x=1.

б)  Сразу от­ме­тим, что под­ко­рен­ное вы­ра­же­ние все­гда по­ло­жи­тель­но, а при 3x минус 2 мень­ше 0 левая часть не­ра­вен­ства от­ри­ца­тель­на и оно не может вы­пол­нять­ся. При 3x минус 2=0 не­ра­вен­ство не опре­де­ле­но. Оста­лось разо­брать слу­чай 3x минус 2 боль­ше 0, то есть x боль­ше дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби . Тогда до­мно­жим не­ра­вен­ство на зна­ме­на­тель и воз­ве­дем в квад­рат (это до­пу­сти­мо, как раз по­сколь­ку 3x минус 2 боль­ше 0)

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в квад­ра­те минус x плюс 4 конец ар­гу­мен­та боль­ше или равно левая круг­лая скоб­ка 3x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но x в квад­ра­те минус x плюс 4 боль­ше или равно 9x в квад­ра­те минус 12x плюс 4 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но 8x в квад­ра­те минус 11x мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но x левая круг­лая скоб­ка 8x минус 11 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 0; дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

Учи­ты­вая усло­вие x боль­ше дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , по­лу­ча­ем окон­ча­тель­но x при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

в)  До­пу­стим, что точка  левая круг­лая скоб­ка 2,5;3 пра­вая круг­лая скоб­ка яв­ля­ет­ся се­ре­ди­ной та­ко­го от­рез­ка. Обо­зна­чим x  — ко­ор­ди­на­ты его кон­цов за 2,5 минус x и 2,5 плюс x, тогда сумма зна­че­ний функ­ции в этих точ­ках долж­на быть равна 2 умно­жить на 3=6. За­пи­шем это

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 2,5 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 2,5 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 4 конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 2,5 плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 2,5 плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 4 конец ар­гу­мен­та =6 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6,25 минус 5x плюс x в квад­ра­те минус 2,5 плюс x плюс 4 конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6,25 плюс 5x плюс x в квад­ра­те минус 2,5 минус x плюс 4 конец ар­гу­мен­та =6 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в квад­ра­те минус 4x плюс 7,75 конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в квад­ра­те плюс 4x плюс 7,75 конец ар­гу­мен­та =6.

За­ме­тим, что функ­ция в левой части не­пре­рыв­на. Обо­зна­чим g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в квад­ра­те минус 4x плюс 7,75 конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в квад­ра­те плюс 4x плюс 7,75 конец ар­гу­мен­та , тогда

g левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка =2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7,75 конец ар­гу­мен­та мень­ше 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 конец ар­гу­мен­та =6,

g левая круг­лая скоб­ка 10 пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 100 плюс 40 плюс 7,75 конец ар­гу­мен­та боль­ше 10 боль­ше 6,

по­это­му в не­ко­то­рой про­ме­жу­точ­ной точке функ­ция при­ни­ма­ет и зна­че­ние 6, по­это­му ответ  — да, яв­ля­ет­ся. (Фор­маль­но в усло­вии нигде не на­пи­са­но, что надо на­хо­дить этот от­ре­зок. Но если ре­шить по­лу­чен­ное урав­не­ние, то можно найти x=\pm 1,5, что дает точки  левая круг­лая скоб­ка 1;2 пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка 4;4 пра­вая круг­лая скоб­ка ).

г)  Имеем:

g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =f левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 4 конец ар­гу­мен­та =
= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в квад­ра­те минус 2ax плюс a в квад­ра­те минус x плюс a плюс 4 конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс a в квад­ра­те плюс a плюс 4 конец ар­гу­мен­та .

Тогда

g левая круг­лая скоб­ка минус x пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс a в квад­ра­те плюс a плюс 4 конец ар­гу­мен­та ,

и для ра­вен­ства g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =g левая круг­лая скоб­ка минус x пра­вая круг­лая скоб­ка не­об­хо­ди­мо и до­ста­точ­но вы­пол­не­ние усло­вия 2a плюс 1=0, то есть a= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

 

Ответ: а)  левая фи­гур­ная скоб­ка 1 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка ; б)  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка ; в) да, с кон­ца­ми в точ­ках с ко­ор­ди­на­та­ми  левая круг­лая скоб­ка 1;2 пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка 4;4 пра­вая круг­лая скоб­ка ; г)  a= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 1800

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, Санкт-Пе­тер­бург, 1994 год, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ир­ра­ци­о­наль­ные не­ра­вен­ства, Ир­ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния и их си­сте­мы, Ис­сле­до­ва­ние функ­ций, Функ­ции, за­ви­ся­щие от па­ра­мет­ра
?
Сложность: 9 из 10