№ 1775 

Санкт-петербургские выпускные экзамены. Углубленная программа. 5. Иррациональности
i
3В. Дана функция 
а) Решите неравенство
при 
б) Решите уравнение
при 
в) Выясните, при каких значениях параметра b система уравнений
имеет решения.
г) Выясните, при каких значениях параметра b неравенство
не имеет решений.
Спрятать решениеРешение. а) Неравенство можно записать в виде

ОДЗ неравенства — это
и при
можно возвести неравенство в квадрат, получаем
что верно при 
Ответ: 
б) Запишем уравнение

ОДЗ уравнения — это
и при
можно возвести неравенство в квадрат

Ясно, что
При этом условии можно возвести в квадрат еще раз.









Поскольку
получаем
так что это посторонний корень.
Ответ: 
в) Данная система сводится к уравнению
то есть





Очевидно, при
можно взять любое
а при прочих b после сокращения на
и возведения в квадрат полученного уравнения получим
откуда
но такое x не входит в ОДЗ.
Ответ: при 
г) Имеем:

Очевидно, при
неравенcтво не выполнено нигде (положительное число не может быть не больше неположительного), такие b подходят. При
можно возвести неравенство в квадрат.

Если
то это неравенство не выполнено нигде — неотрицательное число не может быть не больше отрицательного. Тем самым еще подходят 
Если же
то неравенство сводится к
Тем самым решениями неравенства будут
— это непустое множество.
Ответ:
Ответ: а)
б)
в)
г) 
Спрятать критерииКритерии проверки:| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Задание парного варианта: 1753