Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 1753
i

3В. Дана функ­ция  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2x плюс 6 конец ар­гу­мен­та минус a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та .

а)  Ре­ши­те не­ра­вен­ство  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 0 при  a=1.

б)  Ре­ши­те урав­не­ние  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =4 при  a=1.

в)  Вы­яс­ни­те, при каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра a си­сте­ма урав­не­ний  си­сте­ма вы­ра­же­ний  новая стро­ка y=f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка ,  новая стро­ка y=a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2x плюс 6 конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та конец си­сте­мы . имеет ре­ше­ния.

г)  Вы­яс­ни­те, при каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра a мно­же­ство ре­ше­ний не­ра­вен­ства  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 0 будет лучом.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Не­ра­вен­ство можно за­пи­сать в виде

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2x плюс 6 конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та боль­ше или равно 0 рав­но­силь­но ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2x плюс 6 конец ар­гу­мен­та боль­ше или равно ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та .

ОДЗ не­ра­вен­ства  — это  левая квад­рат­ная скоб­ка 2; бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка , и при x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 2; бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка можно воз­ве­сти не­ра­вен­ство в квад­рат, по­лу­ча­ем 2x плюс 6 боль­ше или равно x минус 2 рав­но­силь­но x боль­ше или равно минус 8, что верно при x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 2; бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

Ответ: x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 2; бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

б)  За­пи­шем урав­не­ние

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2x плюс 6 конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та =4 рав­но­силь­но ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2x плюс 6 конец ар­гу­мен­та =4 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та .

ОДЗ урав­не­ния  — это  левая квад­рат­ная скоб­ка 2; бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка , и при x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 2; бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка можно воз­ве­сти не­ра­вен­ство в квад­рат.

2x плюс 6=16 плюс 8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та плюс x минус 2 рав­но­силь­но x минус 8=8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та .

Ясно, что x боль­ше или равно 8. При этом усло­вии можно воз­ве­сти в квад­рат еще раз.

x в квад­ра­те минус 16x плюс 64=64 левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но x в квад­ра­те минус 16x плюс 64=64x минус 128 рав­но­силь­но x в квад­ра­те минус 80x плюс 192=0 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но x=40\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1600 минус 192 конец ар­гу­мен­та =40\pm 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 100 минус 12 конец ар­гу­мен­та =40\pm 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 88 конец ар­гу­мен­та =40\pm 8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 22 конец ар­гу­мен­та .

По­сколь­ку  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 22 конец ар­гу­мен­та боль­ше 4, по­лу­ча­ем 40 минус 8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 22 конец ар­гу­мен­та мень­ше 40 минус 8 умно­жить на 4=40 минус 32=8, так что это по­сто­рон­ний ко­рень.

Ответ: x=40 плюс 8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 22 конец ар­гу­мен­та .

в)  Дан­ная си­сте­ма сво­дит­ся к урав­не­нию f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2x плюс 6 конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та , то есть

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2x плюс 6 конец ар­гу­мен­та минус a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та =a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2x плюс 6 конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2x плюс 6 конец ар­гу­мен­та левая круг­лая скоб­ка 1 минус a пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та левая круг­лая скоб­ка a минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Оче­вид­но, при a=1 можно взять любое x боль­ше или равно 2, а при про­чих a левая и пра­вая части урав­не­ния раз­ли­ча­ют­ся зна­ком и не могут быть од­но­вре­мен­но равны нулю.

Ответ: при a=1.

г)  Имеем:

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2x плюс 6 конец ар­гу­мен­та минус a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та боль­ше или равно 0 рав­но­силь­но ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2x плюс 6 конец ар­гу­мен­та боль­ше или равно a ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та .

Оче­вид­но, при a мень­ше или равно 0 не­ра­венcтво вы­пол­не­но везде, где опре­де­ле­но, то есть при x боль­ше или равно 2, такие a под­хо­дят. При a боль­ше 0 можно воз­ве­сти не­ра­вен­ство в квад­рат.

2x плюс 6 боль­ше или равно a в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но 2x плюс 6 боль­ше или равно a в квад­ра­те x минус 2a в квад­ра­те рав­но­силь­но x левая круг­лая скоб­ка 2 минус a в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно минус 2a в квад­ра­те минус 6.

Если 2 минус a в квад­ра­те боль­ше или равно 0, то это не­ра­вен­ство вы­пол­не­но при всех x боль­ше или равно 2  — ведь его левая часть не­от­ри­ца­тель­на, а пра­вая от­ри­ца­тель­на. Тем самым еще под­хо­дят a при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка 0; ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

Если же 2 минус a в квад­ра­те мень­ше 0, то не­ра­вен­ство сво­дит­ся к x мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: минус 2a в квад­ра­те минус 6, зна­ме­на­тель: 2 минус a в квад­ра­те конец дроби . Тем самым x огра­ни­чен и свер­ху и снизу и мно­же­ство ре­ше­ний не может быть лучом.

Ответ: a при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

 

Ответ: 3В. а)  левая квад­рат­ная скоб­ка 2; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка ; б)  левая фи­гур­ная скоб­ка 40 плюс 8 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 22 конец ар­гу­мен­та пра­вая фи­гур­ная скоб­ка ; в)  a=1; г)  a мень­ше или равно ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 1775

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, Санкт-Пе­тер­бург, 1993 год, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ир­ра­ци­о­наль­ные не­ра­вен­ства, Ир­ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния и их си­сте­мы, Ис­сле­до­ва­ние функ­ций, Урав­не­ния с па­ра­мет­ром, Функ­ции, за­ви­ся­щие от па­ра­мет­ра
?
Сложность: 9 из 10