Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

3В. Дана функ­ция f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x в кубе минус x в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка b в квад­ра­те минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка x минус левая круг­лая скоб­ка b плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка .

а)  Ре­ши­те урав­не­ние f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =0 при b= минус 1.

б)  Ре­ши­те от­но­си­тель­но b не­ра­вен­ство f левая круг­лая скоб­ка b пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 0.

в)  Ре­ши­те урав­не­ние f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =0 при усло­вии, что один из его кор­ней равен -1.

г)  Вы­яс­ни­те, при каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра b урав­не­ние f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =a имеет един­ствен­ный ко­рень при любом a.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  При b= минус 1 по­лу­ча­ем x в кубе минус x в квад­ра­те минус 3x минус 1=0. У него можно уга­дать ко­рень x= минус 1, по­это­му левая часть рас­кла­ды­ва­ет­ся на мно­жи­те­ли, одним из ко­то­рых будет x плюс 1. По­лу­ча­ем урав­не­ние  левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус 2x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =0.

Зна­чит либо x= минус 1, либо x в квад­ра­те минус 2x минус 1=0 рав­но­силь­но x= дробь: чис­ли­тель: 2\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та .

б)  Пе­ре­пи­шем не­ра­вен­ство, под­ста­вив x=b.

b в кубе минус b в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка b в квад­ра­те минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка b минус левая круг­лая скоб­ка b плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но b в кубе минус b в квад­ра­те плюс b в кубе минус 4b минус b минус 2 мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но 2b в кубе минус b в квад­ра­те минус 5b минус 2 мень­ше или равно 0.

У мно­го­чле­на в левой части есть ко­рень b= минус 1, по­это­му левая часть рас­кла­ды­ва­ет­ся на мно­жи­те­ли, одним из ко­то­рых будет b плюс 1.

 левая круг­лая скоб­ка b плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2b в квад­ра­те минус 3b минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка b плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка b минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2b плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 0.

По­это­му кор­ня­ми урав­не­ния  левая круг­лая скоб­ка b плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка b минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2b плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 0 будут b=2, b= минус 1 и b= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . Поль­зу­ясь ме­то­дом ин­тер­ва­лов, по­лу­ча­ем ответ b при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; минус 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ;2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

в)  Под­ста­вим x= минус 1 в урав­не­ние. По­лу­чим

 минус 1 минус 1 минус левая круг­лая скоб­ка b в квад­ра­те минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка минус левая круг­лая скоб­ка b плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но минус 2 минус b в квад­ра­те плюс 4 минус b минус 2=0 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но b в квад­ра­те плюс b=0 рав­но­силь­но b левая круг­лая скоб­ка b плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний b=0,b= минус 1. конец си­сте­мы .

Вто­рой слу­чай был разо­бран в пунк­те а). Если же b=0, то по­лу­ча­ем x в кубе минус x в квад­ра­те минус 4x минус 2=0. У него есть ко­рень x= минус 1, по­это­му левая часть рас­кла­ды­ва­ет­ся на мно­жи­те­ли, одним из ко­то­рых будет x плюс 1. По­лу­ча­ем, что  левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус 2x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0, кор­ня­ми вто­ро­го мно­жи­те­ля будут  дробь: чис­ли­тель: минус 2\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = минус 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та Зна­чит, при b= минус 1: x= минус 1, x=1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та ; при b=0: x= минус 1, x= минус 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та .

г)  Функ­ция f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка при любом b пред­став­ля­ет собой ку­би­че­ский мно­го­член. По­это­му она имеет про­ме­жут­ки мо­но­тон­но­сти. Если этих про­ме­жут­ков боль­ше од­но­го, то на двух со­сед­них про­ме­жут­ках, где ха­рак­тер мо­но­тон­но­сти раз­ли­чен, она при­мет какое-то зна­че­ние два­жды. Зна­чит, она долж­на всюду воз­рас­тать или всюду убы­вать. Зна­чит, ее про­из­вод­ная f' левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =3x в квад­ра­те минус 2x плюс b в квад­ра­те минус 4 долж­на со­хра­нять знак. Ясно, что она не может быть всюду не­по­ло­жи­тель­на. Зна­чит, 3x в квад­ра­те минус 2x плюс b в квад­ра­те минус 4 боль­ше или равно 0. Для этого дис­кри­ми­нант по­лу­чен­но­го квад­рат­но­го трех­чле­на дол­жен быть не­по­ло­жи­тель­ным.

4 минус 4 умно­жить на 3 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка b в квад­ра­те минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но 1 минус 3 левая круг­лая скоб­ка b в квад­ра­те минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но 1 минус 3b в квад­ра­те плюс 12 мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но 3b в квад­ра­те боль­ше или равно 13 рав­но­силь­но b в квад­ра­те боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

По­лу­ча­ем b боль­ше или равно ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец ар­гу­мен­та или b мень­ше или равно минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец ар­гу­мен­та .

 

Ответ: а) левая фи­гур­ная скоб­ка минус 1; 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая фи­гур­ная скоб­ка , б) левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; минус 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , в)  левая фи­гур­ная скоб­ка минус 1; 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая фи­гур­ная скоб­ка , при b= минус 1;  левая фи­гур­ная скоб­ка минус 1; 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та пра­вая фи­гур­ная скоб­ка , при b=0, г) b боль­ше или равно ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец ар­гу­мен­та , b мень­ше или равно минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 13, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 1709

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, Санкт-Пе­тер­бург, 1992 год, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Не­ра­вен­ства с па­ра­мет­ром, Ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния и их си­сте­мы, Урав­не­ния с па­ра­мет­ром, Функ­ции, за­ви­ся­щие от па­ра­мет­ра
?
Сложность: 9 из 10