Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 1709
i

3В. Дана функ­ция f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x в кубе минус левая круг­лая скоб­ка a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс 2.

а)  Ре­ши­те урав­не­ние f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =0 при a=2.

б)  Ре­ши­те от­но­си­тель­но a не­ра­вен­ство f левая круг­лая скоб­ка a пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 0.

в)  Ре­ши­те урав­не­ние f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =0 при усло­вии, что один из его кор­ней равен 2.

г)  Вы­яс­ни­те, при каких зна­че­ни­ях a урав­не­ние f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =b имеет един­ствен­ный ко­рень при любом b.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  При a=2 по­лу­ча­ем x в кубе минус 3x в квад­ра­те плюс x плюс 2=0. У него можно уга­дать ко­рень x=2, по­это­му левая часть рас­кла­ды­ва­ет­ся на мно­жи­те­ли, одним из ко­то­рых будет x минус 2. По­лу­ча­ем урав­не­ние  левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =0.

Зна­чит либо x=2, либо x в квад­ра­те минус x минус 1=0 рав­но­силь­но x= дробь: чис­ли­тель: 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

б)  Пе­ре­пи­шем не­ра­вен­ство, под­ста­вив x=a.

a в кубе минус левая круг­лая скоб­ка a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка a плюс 2 боль­ше или равно 0 рав­но­силь­но a в кубе минус a в кубе минус a в квад­ра­те плюс a в кубе минус 3a плюс 2 боль­ше или равно 0 рав­но­силь­но a в кубе минус a в квад­ра­те минус 3a плюс 2 боль­ше или равно 0.

У мно­го­чле­на в левой части есть ко­рень a=2, по­это­му левая часть рас­кла­ды­ва­ет­ся на мно­жи­те­ли, одним из ко­то­рых будет a минус 2. По­лу­ча­ем не­ра­вен­ство  левая круг­лая скоб­ка a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те плюс a минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 0. По­это­му кор­ня­ми урав­не­ния  левая круг­лая скоб­ка a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те плюс a минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 будут a=2 и a= дробь: чис­ли­тель: минус 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , при­чем  дробь: чис­ли­тель: минус 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: минус 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби мень­ше 2.

Поль­зу­ясь ме­то­дом ин­тер­ва­лов, по­лу­ча­ем ответ a при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: минус 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: минус 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 2; бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

в)  Под­ста­вим x=2 в урав­не­ние. По­лу­чим

8 минус левая круг­лая скоб­ка a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 4 плюс левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 2 плюс 2=0 рав­но­силь­но 8 минус 4a минус 4 плюс 2a в квад­ра­те минус 6 плюс 2=0 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но 2a в квад­ра­те минус 4a=0 рав­но­силь­но 2a левая круг­лая скоб­ка a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний a=0,a=2. конец со­во­куп­но­сти

Вто­рой слу­чай был разо­бран в пунк­те а). Если же a=0, то по­лу­ча­ем x в кубе минус x в квад­ра­те минус 3x плюс 2=0. В пунк­те б) мы уже ре­ша­ли это урав­не­ние (толь­ко пе­ре­мен­ная на­зы­ва­лась по-дру­го­му), так что можно сразу на­пи­сать ответ, при a=2: x=2, x= дробь: чис­ли­тель: 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; при a=0: x=2, x= дробь: чис­ли­тель: минус 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

г)  Функ­ция f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка при любом a пред­став­ля­ет собой ку­би­че­ский мно­го­член. По­это­му она имеет про­ме­жут­ки мо­но­тон­но­сти. Если этих про­ме­жут­ков боль­ше од­но­го, то на двух со­сед­них про­ме­жут­ках, где ха­рак­тер мо­но­тон­но­сти раз­ли­чен, она при­мет какое-то зна­че­ние два­жды. Зна­чит, она долж­на всюду воз­рас­тать или всюду убы­вать. Зна­чит, ее про­из­вод­ная f' левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =3x в квад­ра­те минус 2 левая круг­лая скоб­ка a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс a в квад­ра­те минус 3 долж­на со­хра­нять знак. Ясно, что она не может быть всюду не­по­ло­жи­тель­на. Зна­чит, 3x в квад­ра­те минус 2 левая круг­лая скоб­ка a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс a в квад­ра­те минус 3 боль­ше или равно 0. Для этого дис­кри­ми­нант по­лу­чен­но­го квад­рат­но­го трех­чле­на дол­жен быть не­по­ло­жи­тель­ным.

4 левая круг­лая скоб­ка a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус 4 умно­жить на 3 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка a плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус 3 левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но a в квад­ра­те плюс 2a плюс 1 минус 3a в квад­ра­те плюс 9 мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но минус 2a в квад­ра­те плюс 2a плюс 10 мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но a в квад­ра­те минус a минус 5 боль­ше или равно 0.

Кор­ня­ми урав­не­ния a в квад­ра­те минус a минус 5=0 будут a= дробь: чис­ли­тель: 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 21 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , по­это­му не­ра­вен­ство вы­пол­не­но при a боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 21 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби и при a мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 21 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

 

Ответ: а) левая фи­гур­ная скоб­ка 2; дробь: чис­ли­тель: 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая фи­гур­ная скоб­ка , б) левая квад­рат­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: минус 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: минус 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 2; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка , в)  левая фи­гур­ная скоб­ка 2; дробь: чис­ли­тель: минус 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая фи­гур­ная скоб­ка при a=0;  левая фи­гур­ная скоб­ка 2; дробь: чис­ли­тель: 1\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 5 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая фи­гур­ная скоб­ка при a=2, г) a мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 21 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; a боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 21 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 1731

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, Санкт-Пе­тер­бург, 1992 год, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Не­ра­вен­ства с па­ра­мет­ром, Урав­не­ния с па­ра­мет­ром, Функ­ции, за­ви­ся­щие от па­ра­мет­ра
?
Сложность: 9 из 10