6. № 3509 
Выпускные экзамены по математике для школ России. Базовая программа. 23. Задачи с параметром в алгебре
i
При каких значениях параметра b уравнение
имеет единственное решение?
Решение. Решим задачу двумя способами.
Ⅰ способ. Данное уравнение

равносильно системе

Уравнение

имеет корни, если его дискриминант неотрицателен, тогда
При
уравнение (2), а значит, и уравнение (1) не имеет корней. При
уравнение (2) имеет единственный корень
который удовлетворяет системе, а значит, и уравнению (1). При
уравнение (2) имеет два корня. Нас устроит только тот случай, когда один из этих корней
а другой
Другими словами, либо число −3 лежит между корнями, либо
а
В случае, если
значение квадратного трехчлена
в точке
отрицательно (поскольку ветви соответствующей параболы при любом b направлены вверх), т. е.
тогда
В случае, если
получим
т. е.
где корнями уравнения являются
и
оба этих решения удовлетворяют системе, значит, уравнение (1) имеет два корня, и этот случай не подходит.
Ответ: 
Ⅱ способ. Уравнение (1) может быть рассмотрено как равенство значений двух функций
и
График функции
прямая (см. рис.). График функции
— это ветвь параболы
с вершиной на оси Ox
Если вершина параболы лежит левее точки
т. е.
то точка пересечения всего одна; если вершина находится в точке
то имеется две точки пересечения (см. рис.).
Далее, при уменьшении значений параметра b точек пересечения будет две до тех пор, пока прямая
не станет касательной к графику функции
Угловой коэффициент наклона прямой равен 1, т. е. для абсциссы
точки касания необходимо
тогда

Эта точка должна лежать и на прямой, и на ветви параболы, т. е.

При
точка пересечения также единственна. Далее, при
точек пересечения графиков не будет.
Критерии проверки:| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Ответ: 