В школе было учеников более 100 и менее 200. Если разделить число учеников на второй член геометрической прогрессии, число членов которой равно удвоенному корню уравнения сумма первых трех членов равна 35, а сумма всех последующих 280; то в остатке получится 5. Если же разделить число учеников на корень уравнения
то остаток будет равен корню уравнения
Требуется узнать, сколько учеников было в школе.
1. Решим уравнение
Положим получим квадратное уравнение
корнями которого являются числа
то есть или
Вернемся к исходной переменной: уравнение
не имеет решений, поскольку арифметический квадратный корень не принимает отрицательных значений. Уравнение
даёт:
2. Удвоенный корень уравнения равен 6, поэтому в геометрической прогрессии шесть членов. Обозначим их Заметим, что
что по условию равно 280. Тогда откуда
Вернёмся к сумме первых трёх членов прогрессии:
3. Чтобы решить уравнение перейдем в левой части к основанию 9, получим
Тогда откуда
Проверка показывает, что найденный корень посторонний (см. примечание ниже); пока пропустим этот недосмотр составителей.
4. Решим уравнение Используя определение числа размещений
и определение факториала
сведем уравнение к квадратному относительно m:
При делении на m! и при сокращении дроби на могли появиться посторонние корни, поэтому необходима проверка. Проверка показывает, что число −1 — посторонний корень, так как по смыслу задачи m — натуральное число, не меньшее четырех. Число 6 является корнем.
5. Обозначим количество учеников N, по условию Из найденных условий получим, что
Следовательно,
Решим двойное неравенство
Тем самым в школе было учеников.
Ответ: в школе было учеников 175.
Примечание Д. Д. Гущина.
В обозначении число n подразумевается натуральным и отличным от 1, то есть
Подставляя найденное в шаге 3 значение y в исходное уравнение
получим равенство
Такое равенство противоречит определению корня, а потому ложно. Аналогичную ошибку можно допустить, записав исходное уравнение в виде
и получив уравнение
откуда
Равенство
действительно, верно, но заменять
выражением
можно только для натуральных и отличных от 1 показателей степени корня n.
С другой стороны, если отбросить посторонний корень, не получится продолжить решение, а как это будет расценено, экзаменуемому неведомо. В такой ситуации остаётся лишь догадаться, чего хотели экзаменаторы, изложив в решении и свою точку зрения. Так мы и поступили.
* * *
Читатель, конечно, заметил, что эта экзаменационная задача 1910 года по сути является комплексом вопросов, относящихся к различным разделам математики. В 1912 году заметили это и в Министерстве народного просвещения. Министерство посчитало это было крайне нежелательным. Заместителем министра было подготовлено предложение педагогическим советам об упрощении задач письменного экзамена. Приведём его ниже, цит. по: В. Мавриц «Правила и программы классическихъ гимнвiй и прогимназій вѣдомства министерства народнаго просвѣщенія и подробныя программы испытанія зрѣлости въ испытательныхъ номитетахъ при учебныхъ округахъ», Москва, 1912, стр. 169.
06ъ упрощеніи письменныхъ задачъ по математикь на испытаніяхъ зрѣлости.
(Предл. Мин Нар. Просв. отъ 16 марта 1912 года, № 12425).
Подвергнувъ разсмотрѣнію математическія задачи, предложенныя для рѣшенія въ 1911 году на испытаніяхъ зрѣлости въ мужскихъ гимназіяхъ, а также на выпускныхъ и окончательныхъ испытаніяхъ въ реальныхъ училищахъ, Министерство Народн. Просвьщ. не могло не обратить вниманія на то, что на испытаніяхъ зрѣлости въ среднихъ учебныхъ заведеніяхъ нерѣдко предлагаются для рѣшенія задачи по математикѣ, въ особенности по алгебрѣ, не замысловатыя по содержанію, но крайне ослюжняемыя добавочными вычисленіями, которыя необходимо выполнить для отысканія входящихъ въ основную задачу величинъ.
Такимъ образомъ вмѣсто одной задачи для рѣшенія предлагается въ дѣйствительности цѣлый комплекть задачъ на различные отдѣлы курса, искусно между собою связанные иногда въ довольно странную комбинацію.
Принимая во вниманіе, что по математикѣ, кромѣ письменныхъ, существуютъ еще устныя испытанія, на которыхъ можно предлагать экзаменующимся вопросы по различнымъ отдђламъ курса, Министерство признаетъ подобныя указаннымъ выше осложненія задачъ совершенно нежелательными.
Въ виду сего за Министра Народнаго Просвѣщенія г. Товарищъ Министра д. с. с. Таубе предложеніемъ отъ 16 марта с. г., за № 12425, проситъ предложить педагогическимъ совѣтамъ среднихъ учебныхъ заведеній упрощать на будущее время форму задачъ, предлагаемыхъ для рѣшенія на указанныхъ выше испытаніяхъ, присовокупляя, что совѣтамъ предоставляется право задавать, если они признаютъ это нужнымъ, для обязательнаго рѣшенія по двѣ задачи по одному и тому же отдѣлу.

