Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 5135
i

В школе было уче­ни­ков более 100 и менее 200. Если раз­де­лить число уче­ни­ков на вто­рой член гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии, число чле­нов ко­то­рой равно удво­ен­но­му корню урав­не­ния 2 левая круг­лая скоб­ка 1 плюс дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: x конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: x плюс 9, зна­ме­на­тель: x конец дроби конец ар­гу­мен­та = 14, сумма пер­вых трех чле­нов равна 35, а сумма всех по­сле­ду­ю­щих 280; то в остат­ке по­лу­чит­ся 5. Если же раз­де­лить число уче­ни­ков на ко­рень урав­не­ния \! \! \! \! ко­рень 8 минус y сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та минус \! \! ко­рень 3 минус y сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 конец ар­гу­мен­та = 0, то оста­ток будет равен корню урав­не­ния A в сте­пе­ни 4 _m=12A в квад­ра­те _m. Тре­бу­ет­ся узнать, сколь­ко уче­ни­ков было в школе.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.  Решим урав­не­ние

2 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: x плюс 9, зна­ме­на­тель: x конец дроби плюс 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: x плюс 9, зна­ме­на­тель: x конец дроби конец ар­гу­мен­та минус 14=0.

По­ло­жим t= дробь: чис­ли­тель: x плюс 9, зна­ме­на­тель: x конец дроби , по­лу­чим квад­рат­ное урав­не­ние 2t в квад­ра­те плюс 3t минус 14=0, кор­ня­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся числа

t= дробь: чис­ли­тель: минус 3 \pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 плюс 8 умно­жить на 14 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: минус 3 \pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 121 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: минус 3\pm 11, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ,

то есть t= минус дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби или t=2. Вер­нем­ся к ис­ход­ной пе­ре­мен­ной: урав­не­ние  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: x плюс 9, зна­ме­на­тель: x конец дроби конец ар­гу­мен­та = минус дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби не имеет ре­ше­ний, по­сколь­ку ариф­ме­ти­че­ский квад­рат­ный ко­рень не при­ни­ма­ет от­ри­ца­тель­ных зна­че­ний. Урав­не­ние  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: x плюс 9, зна­ме­на­тель: x конец дроби конец ар­гу­мен­та =2 даёт:

 дробь: чис­ли­тель: x плюс 9, зна­ме­на­тель: x конец дроби =4 рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний x не равно 0,x плюс 9=4x конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний x не равно 0,3x=9 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но x=3.

2.  Удво­ен­ный ко­рень урав­не­ния равен 6, по­это­му в гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии шесть чле­нов. Обо­зна­чим их b1, 2, ..., 6. Тогда b_1 плюс b_2 плюс b_3=35 и b_4 плюс b_5 плюс b_6=280. За­ме­тим, что

b_4 плюс b_5 плюс b_6= левая круг­лая скоб­ка b_1 плюс b_2 плюс b_3 пра­вая круг­лая скоб­ка q в кубе | \limits_b_1 плюс b_2 плюс b_3=35 =35 q в кубе ,

что по усло­вию равно 280. Тогда q в кубе = дробь: чис­ли­тель: 280, зна­ме­на­тель: 35 конец дроби =8, от­ку­да q=2. Вернёмся к сумме пер­вых трёх чле­нов про­грес­сии:

b_1 плюс b_2 плюс b_3 = b_1 левая круг­лая скоб­ка 1 плюс q плюс q в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =b_1 левая круг­лая скоб­ка 1 плюс 2 плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка =7b_1,

а зна­чит, 7b_1=35, от­ку­да b_1=5. Вто­рой член про­грес­сии равен b_1q = 5 умно­жить на 2 = 10.

3.  Чтобы ре­шить урав­не­ние \! \! \! \! ко­рень 8 минус y сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та = \! \! ко­рень 3 минус y сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 конец ар­гу­мен­та , пе­рей­дем в левой части к ос­но­ва­нию 9, по­лу­чим

\! \! \! \! ко­рень 2 левая круг­лая скоб­ка 8 минус y пра­вая круг­лая скоб­ка сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 конец ар­гу­мен­та = \! \! ко­рень 3 минус y сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 конец ар­гу­мен­та .

Тогда 2 левая круг­лая скоб­ка 8 минус y пра­вая круг­лая скоб­ка =3 минус y, от­ку­да y=13. Про­вер­ка по­ка­зы­ва­ет, что най­ден­ный ко­рень по­сто­рон­ний (см. при­ме­ча­ние ниже); пока про­пу­стим этот не­до­смотр со­ста­ви­те­лей.

4.  Решим урав­не­ние A_m в сте­пе­ни 4 =12A_m в квад­ра­те . Ис­поль­зуя опре­де­ле­ние числа раз­ме­ще­ний A_n в сте­пе­ни k = дробь: чис­ли­тель: n!, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка n минус k пра­вая круг­лая скоб­ка ! конец дроби и опре­де­ле­ние фак­то­ри­а­ла m!=1 умно­жить на 2 умно­жить на \ldots умно­жить на m, све­дем урав­не­ние к квад­рат­но­му от­но­си­тель­но m:

 дробь: чис­ли­тель: m!, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка m минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка ! конец дроби =12 дробь: чис­ли­тель: m!, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка m минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка ! конец дроби \Rightarrow дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка m минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка ! конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 12, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка m минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка ! конец дроби рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка m минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка !, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка m минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка ! конец дроби =12 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка m минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка ! левая круг­лая скоб­ка m минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка m минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка m минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка ! конец дроби =12 \Rightarrow левая круг­лая скоб­ка m минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка m минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =12 рав­но­силь­но m в квад­ра­те минус 5m минус 6=0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний m= минус 1,m=6. конец со­во­куп­но­сти .

При де­ле­нии на m! и при со­кра­ще­нии дроби на  левая круг­лая скоб­ка m минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка ! могли по­явить­ся по­сто­рон­ние корни, по­это­му не­об­хо­ди­ма про­вер­ка. Про­вер­ка по­ка­зы­ва­ет, что число −1  — по­сто­рон­ний ко­рень, так как по смыс­лу за­да­чи m  — на­ту­раль­ное число, не мень­шее че­ты­рех. Число 6 яв­ля­ет­ся кор­нем.

5.  Обо­зна­чим ко­ли­че­ство уче­ни­ков N, по усло­вию 100 мень­ше N мень­ше 200. Из най­ден­ных усло­вий по­лу­чим, что N=10k плюс 5 и N=13m плюс 6. По­лу­чим:

10k плюс 5=13 m плюс 6 рав­но­силь­но 10k минус 13 m=1 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний k=4 плюс 13t,m=3 плюс 10t, конец со­во­куп­но­сти . t при­над­ле­жит Z .

Сле­до­ва­тель­но,

N = 10k плюс 5 = 10 левая круг­лая скоб­ка 4 плюс 13t пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 5 = 130t плюс 45.

Решим двой­ное не­ра­вен­ство 100 мень­ше N мень­ше 200:

100 мень­ше 130t плюс 45 мень­ше 200 рав­но­силь­но 55 мень­ше 130t мень­ше 165 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: 55, зна­ме­на­тель: 130 конец дроби мень­ше t мень­ше дробь: чис­ли­тель: 165, зна­ме­на­тель: 130 конец дроби рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 26 конец дроби мень­ше t мень­ше целая часть: 1, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 26 \underset t при­над­ле­жит N \mathop рав­но­силь­но t=1.

Тем самым в школе было 130 умно­жить на 1 плюс 45 = 175 уче­ни­ков.

 

Ответ: в школе было уче­ни­ков 175.

 

 

При­ме­ча­ние Д. Д. Гу­щи­на.

В обо­зна­че­нии  ко­рень n сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: a конец ар­гу­мен­та число n под­ра­зу­ме­ва­ет­ся на­ту­раль­ным и от­лич­ным от 1, то есть n = 2, 3, 4, \ldots Под­став­ляя най­ден­ное в шаге 3 зна­че­ние y в ис­ход­ное урав­не­ние \! \! \! \! ко­рень 8 минус y сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та = \! \! ко­рень 3 минус y сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 конец ар­гу­мен­та , по­лу­чим ра­вен­ство \! \! \! \! ко­рень минус 5 сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та = \! \! ко­рень минус 10 сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 9 конец ар­гу­мен­та . Такое ра­вен­ство про­ти­во­ре­чит опре­де­ле­нию корня, а по­то­му ложно. Ана­ло­гич­ную ошиб­ку можно до­пу­стить, за­пи­сав ис­ход­ное урав­не­ние в виде 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 8 минус y конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка =9 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 минус y конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка и по­лу­чив урав­не­ние  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 8 минус y конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 минус y конец дроби , от­ку­да y=13. Ра­вен­ство 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: минус 5 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка =9 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: минус 10 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка , дей­стви­тель­но, верно, но за­ме­нять  ко­рень n сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: a конец ар­гу­мен­та вы­ра­же­ни­ем a в сте­пе­ни д робь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: n конец дроби можно толь­ко для на­ту­раль­ных и от­лич­ных от 1 по­ка­за­те­лей сте­пе­ни корня n.

С дру­гой сто­ро­ны, если от­бро­сить по­сто­рон­ний ко­рень, не по­лу­чит­ся про­дол­жить ре­ше­ние, а как это будет рас­це­не­но, эк­за­ме­ну­е­мо­му не­ве­до­мо. В такой си­ту­а­ции остаётся лишь до­га­дать­ся, чего хо­те­ли эк­за­ме­на­то­ры, из­ло­жив в ре­ше­нии и свою точку зре­ния. Так мы и по­сту­пи­ли.

* * *

Чи­та­тель, ко­неч­но, за­ме­тил, что эта эк­за­ме­на­ци­он­ная за­да­ча 1910 года по сути яв­ля­ет­ся ком­плек­сом во­про­сов, от­но­ся­щих­ся к раз­лич­ным раз­де­лам ма­те­ма­ти­ки. В 1912 году за­ме­ти­ли это и в Ми­ни­стер­стве на­род­но­го про­све­ще­ния. Ми­ни­стер­ство по­счи­та­ло это было край­не не­же­ла­тель­ным. За­ме­сти­те­лем ми­ни­стра было под­го­тов­ле­но пред­ло­же­ние пе­да­го­ги­че­ским со­ве­там об упро­ще­нии задач пись­мен­но­го эк­за­ме­на. При­ведём его ниже, цит.  по: В. Мав­риц «Пра­ви­ла и про­грам­мы клас­си­че­скихъ гимнвiй и про­гим­назій вѣдом­ства ми­ни­стер­ства на­род­на­го просвѣщенія и по­дроб­ныя про­грам­мы ис­пы­танія зрѣлости въ ис­пы­та­тель­ны­хъ но­ми­те­тахъ при учеб­ны­хъ окру­гахъ», Москва, 1912, стр. 169.

 

06ъ упро­щеніи пись­мен­ны­хъ за­да­чъ по ма­те­ма­ти­кь на ис­пы­таніяхъ зрѣлости.

(Предл. Мин Нар. Просв. отъ 16 марта 1912 года, № 12425).

Под­верг­нувъ раз­смотрѣнію ма­те­ма­ти­ческія за­да­чи, пред­ло­жен­ныя для рѣшенія въ 1911 году на ис­пы­таніяхъ зрѣлости въ муж­скихъ гим­назіяхъ, а также на вы­пуск­ны­хъ и окон­ча­тель­ны­хъ ис­пы­таніяхъ въ ре­аль­ны­хъ учи­ли­щахъ, Ми­ни­стер­ство На­родн. Про­свьщ. не могло не об­ра­тить вни­манія на то, что на ис­пы­таніяхъ зрѣлости въ сред­ни­хъ учеб­ны­хъ за­ве­деніяхъ нерѣдко пред­ла­га­ют­ся для рѣшенія за­да­чи по ма­те­ма­тикѣ, въ осо­бен­но­сти по ал­гебрѣ, не за­мыс­ло­ва­тыя по со­дер­жанію, но край­не ослюж­ня­е­мыя до­ба­воч­ны­ми вы­чис­леніями, ко­то­рыя не­об­хо­ди­мо вы­пол­нить для отыс­канія вхо­дя­щихъ въ ос­нов­ную за­да­чу ве­ли­ч­инъ.

Та­ки­мъ об­ра­зо­мъ вмѣсто одной за­да­чи для рѣшенія пред­ла­га­ет­ся въ дѣйстви­тель­но­сти цѣлый ком­плекть за­да­чъ на раз­лич­ные отдѣлы курса, ис­кус­но между собою свя­зан­ные ино­гда въ до­воль­но стран­ную ком­би­націю.

При­ни­мая во вни­маніе, что по ма­те­ма­тикѣ, кромѣ пись­мен­ны­хъ, су­ще­ству­ютъ еще уст­ныя ис­пы­танія, на ко­то­рыхъ можно пред­ла­гать эк­за­ме­ну­ю­щим­ся во­про­сы по раз­лич­ны­мъ отдђламъ курса, Ми­ни­стер­ство при­зна­етъ по­доб­ныя ука­зан­ны­мъ выше ослож­ненія за­да­чъ со­вер­шен­но не­же­ла­тель­ны­ми.

Въ виду сего за Ми­ни­стра На­род­на­го Просвѣщенія г. То­ва­ри­щъ Ми­ни­стра д. с. с. Таубе пред­ло­женіемъ отъ 16 марта с. г., за № 12425, про­ситъ пред­ло­жить пе­да­го­ги­че­ски­мъ совѣтамъ сред­ни­хъ учеб­ны­хъ за­ве­деній упро­щать на бу­ду­щее время форму за­да­чъ, пред­ла­га­е­мы­хъ для рѣшенія на ука­зан­ны­хъ выше ис­пы­таніяхъ, при­со­во­куп­ляя, что совѣтамъ предо­став­ля­ет­ся право за­да­вать, если они при­зна­ютъ это нуж­ны­мъ, для обя­за­тель­на­го рѣшенія по двѣ за­да­чи по од­но­му и тому же отдѣлу.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Санкт-Пе­тер­бург, 1910, Вве­ден­ская гим­на­зия
? Классификатор: Эк­за­ме­ны им­пе­ра­тор­ской Рос­сии