№ 4503 

Выпускные экзамены по математике для школ России. Расширенная программа. 4. Производная
i
Найдите общие точки графика функции
и прямой
В каких из этих точек прямая является касательной к графику?
Спрятать решениеРешение. Приравняв правые части данных функций, найдем абсциссы точек пересечения их графиков:

Один из корней уравнения равен
Для того, чтобы найти другие корни, воспользуемся схемой Горнера:
| 1 | −2 | −3 | 4 | 4 |
| x1 = −1 | 1 | −3 | 0 | 4 | 0 |
| x2 = −1 | 1 | −4 | 4 | 0 | |
| x3 = 2 | 1 | −2 | 0 | | |
| x4 = 2 | 1 | 0 | | | |
Итак, получили две точки пересечения графиков:
и
Чтобы проверить, в каких из этих точек прямая
является касательной к графику функции, составим уравнение касательной в этих точках. Для составления уравнения касательной к графику функции в точке с абсциссой
используем известный алгоритм:

Уравнение касательной в точке с абсциссой
запишется в виде
откуда 
Уравнение касательной в точке с абсциссой
запишется в виде
откуда 
Следовательно, в обеих точках прямая
является касательной к графику.
Ответ:
и
в обоих точках прямая
является касательной к графику.
Спрятать критерииКритерии проверки:| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Ответ: 
и

в обоих точках прямая

является касательной к графику.
Задание парного варианта: 4497