Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 4030
i

Ре­ши­те не­ра­вен­ство  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 минус 2 конец ар­гу­мен­та в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на \log _2 дробь: чис­ли­тель: 4 минус x, зна­ме­на­тель: x плюс 2 конец дроби боль­ше или равно 0.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

По­сколь­ку ариф­ме­ти­че­ский квад­рат­ный ко­рень не­от­ри­ца­те­лен, то пер­вый мно­жи­тель может при­ни­мать толь­ко зна­че­ния, рав­ные нулю или боль­шие нуля. Пусть  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 минус 2 в сте­пе­ни x конец ар­гу­мен­та =0. Дан­ное ра­вен­ство вы­пол­ня­ет­ся толь­ко при x=3. Вы­ра­же­ние  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 дробь: чис­ли­тель: 4 минус x, зна­ме­на­тель: x плюс 2 конец дроби со­хра­ня­ет смысл при этом зна­че­нии x, так как  дробь: чис­ли­тель: 4 минус x, зна­ме­на­тель: x плюс 2 конец дроби боль­ше или равно 0. Те­перь рас­смот­рим не­ра­вен­ство

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 минус 2 конец ар­гу­мен­та в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на \log _2 дробь: чис­ли­тель: 4 минус x, зна­ме­на­тель: x плюс 2 конец дроби боль­ше или равно 0

при 8 минус 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше 0. Для того чтобы про­из­ве­де­ние двух мно­жи­те­лей, один из ко­то­рых боль­ше нуля, было боль­шим либо рав­ным нулю, дру­гой мно­жи­тель дол­жен быть не­от­ри­ца­тель­ным. Имеем два не­ра­вен­ства: 8 минус 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше 0 и \log _2 дробь: чис­ли­тель: 4 минус x, зна­ме­на­тель: x плюс 2 конец дроби боль­ше или равно 0. Решим пер­вое не­ра­вен­ство:

8 минус 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше 0 рав­но­силь­но 2 в сте­пе­ни x мень­ше 8 рав­но­силь­но 2 в сте­пе­ни x мень­ше 2 в кубе .

По­сколь­ку функ­ция y=2 в сте­пе­ни x   — воз­рас­та­ю­щая, то x мень­ше 3. Те­перь най­дем ре­ше­ния вто­ро­го не­ра­вен­ства

\log _2 дробь: чис­ли­тель: 4 минус x, зна­ме­на­тель: x плюс 2 конец дроби боль­ше или равно ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 1.

Так как функ­ция y= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 t воз­рас­та­ет на всей об­ла­сти опре­де­ле­ния, то

 дробь: чис­ли­тель: 4 минус x, зна­ме­на­тель: x плюс 2 конец дроби боль­ше или равно 1 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: x минус 1, зна­ме­на­тель: x плюс 2 конец дроби мень­ше или равно 0.

Ре­ше­ни­ем по­лу­чен­но­го не­ра­вен­ства яв­ля­ет­ся чис­ло­вой про­ме­жу­ток  левая круг­лая скоб­ка минус 2; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . Этот про­ме­жу­ток удо­вле­тво­ря­ет и не­ра­вен­ству x мень­ше 3. Мно­же­ство  левая круг­лая скоб­ка минус 2; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая фи­гур­ная скоб­ка 3 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка яв­ля­ет­ся ре­ше­ни­ем ис­ход­но­го не­ра­вен­ства.

 

Ответ:  левая круг­лая скоб­ка минус 2; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая фи­гур­ная скоб­ка 3 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

Ком­мен­та­рии.

1)  Мы не стали ис­кать мно­же­ство ре­ше­ний не­ра­вен­ства  дробь: чис­ли­тель: 4 минус x, зна­ме­на­тель: x плюс 2 конец дроби боль­ше 0, так как оче­вид­но, что вы­пол­ня­ет­ся це­поч­ка не­ра­венств  дробь: чис­ли­тель: 4 минус x, зна­ме­на­тель: x плюс 2 конец дроби боль­ше или равно 1 боль­ше 0.

2)  По­сле­до­ва­тель­ность при­ве­ден­ных выше рас­суж­де­ний может быть за­пи­са­на в виде со­во­куп­но­сти двух си­стем. Од­на­ко при этом за­пись ре­ше­ния будет весь­ма гро­мозд­кой. Тре­бо­вать такую за­пись от уче­ни­ка об­ще­об­ра­зо­ва­тель­но­го клас­са мы счи­та­ем не­це­ле­со­об­раз­ным.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 4036

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 2001 год, ра­бо­та 4, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ир­ра­ци­о­наль­ные не­ра­вен­ства, Ло­га­риф­ми­че­ские не­ра­вен­ства, По­ка­за­тель­ные не­ра­вен­ства, Урав­не­ния и не­ра­вен­ства сме­шан­но­го типа
?
Сложность: 5 из 10