Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 4019
i

При каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра a мак­си­мум функ­ции f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x в кубе плюс 3x в квад­ра­те минус 45x плюс a в кубе минус 3a в квад­ра­те плюс 2a минус 175 равен нулю?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Дан­ная функ­ция опре­де­ле­на и диф­фе­рен­ци­ру­е­ма на всем мно­же­стве дей­стви­тель­ных чисел. Най­дем ее про­из­вод­ную f' левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =3x в квад­ра­те плюс 6x минус 45. Решив урав­не­ние x в квад­ра­те плюс 2x минус 15=0, най­дем кри­ти­че­ские точки функ­ции. Вос­поль­зо­вав­шись тео­ре­мой Виета, уста­но­вим корни x_1=3 и x_2= минус 5 квад­рат­но­го урав­не­ния. Числа −5 и 3 раз­би­ва­ют чис­ло­вую ось на три про­ме­жут­ка. Опре­де­лим знак про­из­вод­ной на каж­дом из них (см. рис.).

При пе­ре­хо­де через точку x = минус 5 про­из­вод­ная функ­ции ме­ня­ет знак с плюса на минус  — это точка мак­си­му­ма; при пе­ре­хо­де через точку x = 3 знак ме­ня­ет­ся с ми­ну­са на плюс, и дан­ная точка  — точка ми­ни­му­ма. Вы­чис­лим зна­че­ние функ­ции в точке мак­си­му­ма:

f левая круг­лая скоб­ка минус 5 пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 125 плюс 75 плюс 225 плюс a в кубе минус 3a в квад­ра­те плюс 2a минус 175=a в кубе минус 3a в квад­ра­те плюс 2a.

Из усло­вия сле­ду­ет, что f левая круг­лая скоб­ка минус 5 пра­вая круг­лая скоб­ка =0, т. е.

a в кубе минус 3a в квад­ра­те плюс 2a=0 рав­но­силь­но a левая круг­лая скоб­ка a в квад­ра­те минус 3a плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но a левая круг­лая скоб­ка a минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0.

Итак, мак­си­мум функ­ции f(x) равен нулю при a=0, a=1 и a=2.

 

Ответ: a=0, a=1 и a=2.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 4025

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 2001 год, ра­бо­та 3, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ис­сле­до­ва­ние функ­ций, Функ­ции, за­ви­ся­щие от па­ра­мет­ра
?
Сложность: 6 из 10