Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3825
i

Ре­ши­те урав­не­ние  левая круг­лая скоб­ка ко­си­нус x минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4x конец ар­гу­мен­та в квад­ра­те минус 7x плюс 3=0.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Как из­вест­но, про­из­ве­де­ние двух мно­жи­те­лей равно нулю, если хотя бы один из мно­жи­те­лей равен нулю, а дру­гой при этом не те­ря­ет смыс­ла. Сле­до­ва­тель­но, для того чтобы найти все корни дан­но­го урав­не­ния, нужно ре­шить си­сте­му

 си­сте­ма вы­ра­же­ний ко­си­нус x минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =0,4x в квад­ра­те минус 7x плюс 3 боль­ше или равно 0, конец си­сте­мы .

и урав­не­ние 4x в квад­ра­те минус 7x плюс 3=0, по­сколь­ку вы­ра­же­ние, сто­я­щее в левой скоб­ке, имеет смысл при любом зна­че­ние x. По­лу­чим x= \pm дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс 2 Пи k, k при­над­ле­жит Z   — корни урав­не­ния си­сте­мы. От­бе­рем те из них них, ко­то­рые удо­вле­тво­ря­ют усло­вию 4x в квад­ра­те минус 7x плюс 3 боль­ше или равно 0. Они на­хо­дят­ся в про­ме­жут­ках  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка и  левая квад­рат­ная скоб­ка 1; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка . По­сколь­ку эти про­ме­жут­ки яв­ля­ют­ся лу­ча­ми, то удоб­нее пе­ре­фор­му­ли­ро­вать за­да­чу сле­ду­ю­щим об­ра­зом: найти корни урав­не­ния  ко­си­нус x минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =0, при­над­ле­жа­щие ин­тер­ва­лу  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , и ис­клю­чить их из мно­же­ства ре­ше­ний. На нем лежит один ко­рень  дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , зна­чит, ре­ше­ни­ем си­сте­мы будет мно­же­ство x= \pm дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс 2 Пи k, k при­над­ле­жит Z , где x не равно дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби . До­ба­вив к нему корни x_1= дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби и x_2=1 урав­не­ния 4x в квад­ра­те минус 7x плюс 3=0, по­лу­чим ис­ход­ное ре­ше­ние ис­ход­но­го урав­не­ния.

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка x_1= дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ; x_2=1; x_3=\pm дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс 2 Пи k, k при­над­ле­жит Z , x_3 не равно дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

За­ме­ча­ние. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной ошиб­кой в ра­бо­тах уча­щих­ся была не­вер­ная за­пись от­ве­та. Не­ко­то­рые уча­щи­е­ся от­нес­лись фор­маль­но к за­пи­си кор­ней три­го­но­мет­ри­че­ско­го урав­не­ния и, за­пи­сав ответ как \pm дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс 2 Пи m, m при­над­ле­жит Z , m не равно 0, они по­те­ря­ли ко­рень  минус дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3831

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1998 год, ра­бо­та 2, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ир­ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния и их си­сте­мы, Три­го­но­мет­ри­че­ские урав­не­ния , Урав­не­ния и не­ра­вен­ства сме­шан­но­го типа
?
Сложность: 4 из 10