№ 3821 

Выпускные экзамены по математике для школ России. Базовая программа. 17. Экстремумы, монотонность, исследование функций
i
Найдите промежутки возрастания и убывания, а также экстремумы функции
на отрезке 
Спрятать решениеРешение. Функция определена и дифференцируема на ℝ:
Найдем ее критические точки:

На отрезке
лежат корни
и
разбивающие его на три промежутка. Производная
следовательно, на отрезке
функция f(x) убывает. Производная
поэтому на отрезке
функция f(x) возрастает. Производная
значит, на отрезке
функция убывает. Тогда
и
— точки экстремумов, так как, проходя через них, производная меняет знак. Найдем значения функции в этих точках:

и

Ответ: функция возрастает на отрезках
убывает на отрезке
и
экстремумы функции
и 
Комментарий. Задания 1, 2, 3 соответствуют обязательным результатам обучения. В задании 4 учащиеся сталкиваются с кусочно−заданной функцией, работа с которой, как показывает практика, дается им довольно трудно. Поэтому задание 4 могло показаться учащимся труднее, чем задания 5 и 6, с конструкциями которых им часто приходилось сталкиваться при работе с учебником. В целом работа отвечает программным требованиям и даст возможность учащимся показать полученные знания и умения.
Спрятать критерииКритерии проверки:| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Ответ: функция возрастает на отрезках

убывает на отрезке

и

экстремумы функции

и

Задание парного варианта: 3815