Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3602
i

Ис­сле­дуй­те функ­цию y=x в кубе плюс 6x в квад­ра­те и по­строй­те ее гра­фик.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Дан­ная функ­ция опре­де­ле­на и диф­фе­рен­ци­ру­е­ма на ℝ. Про­из­вод­ная равна

y'=3x в квад­ра­те плюс 12x рав­но­силь­но y'=3x левая круг­лая скоб­ка x плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка ;

ее кри­ти­че­ские точки x= минус 4 и x=0. На  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка про­из­вод­ная y' боль­ше 0 и функ­ция воз­рас­та­ет; на  левая круг­лая скоб­ка минус 4; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка про­из­вод­ная y' мень­ше 0 и функ­ция убы­ва­ет; на  левая круг­лая скоб­ка 0; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка про­из­вод­ная y' боль­ше 0 и функ­ция воз­рас­та­ет. Таким об­ра­зом, не­пре­рыв­ная на ℝ функ­ция у имеет три про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти. По­это­му точка x= минус 4 яв­ля­ет­ся точ­кой экс­тре­му­ма (мак­си­мум), y левая круг­лая скоб­ка минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 64 плюс 96=32, а x=0 яв­ля­ет­ся точ­кой ми­ни­му­ма, y левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка =0. В дан­ном слу­чае можно найти также нули функ­ции x=0 и x= минус 6. Для по­стро­е­ния гра­фи­ка опре­де­лим еще не­сколь­ко до­пол­ни­тель­ных точек:

 

x−5−2−112
y25165732

 

Те­перь можно по­стро­ить гра­фик, ис­поль­зуя по­лу­чен­ные свой­ства функ­ции и зна­че­ния в не­ко­то­рых точ­ках (см. рис.).

 

Ответ: см. рис.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3596

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1995 год, ра­бо­та 5, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Ис­сле­до­ва­ние функ­ций, По­стро­е­ние гра­фи­ков функ­ций, гра­фи­ков урав­не­ний
?
Сложность: 3 из 10