Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3581
i

При каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра b пря­мая y=2x плюс 1 яв­ля­ет­ся ка­са­тель­ной к гра­фи­ку функ­ции y= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: bx плюс 1 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Обо­зна­чим f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: bx плюс 1 конец ар­гу­мен­та . За­ме­тим, что, если b=0, то пря­мая y=2x плюс 1 не яв­ля­ет­ся ка­са­тель­ной к гра­фи­ку функ­ции f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =1. При b не равно 0 для ка­са­ния в точке M левая круг­лая скоб­ка x_0; y_0 пра­вая круг­лая скоб­ка не­об­хо­ди­мо и до­ста­точ­но

 си­сте­ма вы­ра­же­ний f' левая круг­лая скоб­ка x_0 пра­вая круг­лая скоб­ка =2,y_0=2x_0 плюс 1, y_0= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: bx_0 плюс 1 конец ар­гу­мен­та , bx_0 плюс 1 боль­ше 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний дробь: чис­ли­тель: b, зна­ме­на­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: bx_0 плюс 1 конец ар­гу­мен­та конец дроби =2, ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: bx_0 плюс 1 конец ар­гу­мен­та =2x_0 плюс 1, y_0=2x_0 плюс 1, bx_0 плюс 1 боль­ше 0. конец си­сте­мы . \qquad левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

Рас­смот­рим два пер­вых урав­не­ния си­сте­мы (1)

 си­сте­ма вы­ра­же­ний b=4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: bx_0 плюс 1 конец ар­гу­мен­та , \qquad левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка 2x_0 плюс 1= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: bx_0 плюс 1 конец ар­гу­мен­та . \qquad левая круг­лая скоб­ка 3 пра­вая круг­лая скоб­ка конец си­сте­мы .

По­сколь­ку b не равно 0, по­лу­ча­ем из урав­не­ния (3)

 си­сте­ма вы­ра­же­ний 4x_0 в квад­ра­те плюс 4x_0 плюс 1=bx_0 плюс 1, x_0 боль­ше минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . конец си­сте­мы . \qquad левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка

Решим пер­вое урав­не­ние из (4) си­сте­мы

4x_0 в квад­ра­те плюс 4x_0 минус bx_0=0 рав­но­силь­но x_0 левая круг­лая скоб­ка 4x_0 плюс 4 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка =0.

Если x_0=0, то из (2) сле­ду­ет, что b=4, а пря­мая y=2x плюс 1 яв­ля­ет­ся ка­са­тель­ной к гра­фи­ку функ­ции y= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4x плюс 1 конец ар­гу­мен­та в точке M левая круг­лая скоб­ка 0; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка . Если x_0 не равно 0, то 4x_0 плюс 4 минус b, т. е. x_0= дробь: чис­ли­тель: b минус 4, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ;

b=4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: b левая круг­лая скоб­ка b минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс 1 конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но b= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4b левая круг­лая скоб­ка b минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 16 конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но  си­сте­ма вы­ра­же­ний b в квад­ра­те =4b в квад­ра­те минус 16b плюс 16,b боль­ше 0. конец си­сте­мы .

Решим пер­вое урав­не­ние из си­сте­мы

3b в квад­ра­те минус 16b плюс 16=0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний b_1=4,b_2= дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби . конец со­во­куп­но­сти .

Зна­че­ние b=4 уже рас­смот­ре­но. При b= дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , по­лу­чим x_0= минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , но  минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби (см. (4)), по­это­му b= дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби   — по­сто­рон­нее ре­ше­ние.

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка 4 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

 

За­ме­ча­ния. Рас­смот­рен­ная ра­бо­та пред­став­ля­ет­ся нам на­и­ме­нее удач­ной. Раз­бе­рем ее не­до­стат­ки.

В за­да­нии № 2 было бы лучше (и проще для ре­ше­ния) рас­по­ло­жить линии «выше» оси абс­цисс, на­при­мер,

y= ко­рень из x рав­но­силь­но y=2 ко­рень из x рав­но­силь­но x=4.

За­да­ние № 6 яв­ля­ет­ся до­воль­но гро­мозд­ким. Лучше было бы, как нам пред­став­ля­ет­ся, за­дать па­ра­метр в виде сво­бод­но­го члена в урав­не­нии пря­мой (на­при­мер, y=3x плюс a и y= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2x минус 1 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка .

В дан­ной ра­бо­те слиш­ком мало «стан­дарт­ных» при­ме­ров. Ра­бо­та та­ко­го типа может быть «про­филь­ной» для клас­сов с ко­ли­че­ством часов ма­те­ма­ти­ки 6 или 7 в не­де­лю. Такие ва­ри­ан­ты эк­за­ме­на­ци­он­ных работ долж­ны по­явить­ся в 1996 году.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3575

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1995 год, ра­бо­та 3, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Ка­са­тель­ная к гра­фи­ку функ­ции, Функ­ции, за­ви­ся­щие от па­ра­мет­ра
?
Сложность: 6 из 10