№ 3563 

Выпускные экзамены по математике для школ России. Базовая программа. 24. Задачи с параметром в анализе
i
При каких значениях параметра a функция
имеет ровно один экстремум на интервале 
Спрятать решениеРешение. Задачу можно решить двумя способами:
Ⅰ способ. Функция
определена и дифференцируема на ℝ,

Функция имеет две критические точки
и
в которых ее производная меняет знак. Следовательно, обе эти точки являются точками экстремума.
1) Так
если
т. е. при 
2) Так
если
т. е. при 
Тогда, если
на промежутке
находятся обе критические точки. Отсюда следует, что при
на промежутке
находится ровно одна точка экстремума.
Ответ: 
Ⅱ способ. После нахождения точек экстремума можно рассуждать также следующим образом.
1) Найдем все значения а, при которых одновременно
и
т. е.


откуда получаем
2) Найдем все значения a, при которых одновременно
и
т. е.


откуда получаем 
Спрятать критерииКритерии проверки:| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Ответ: 
Ⅱ способ. После нахождения точек экстремума можно рассуждать также следующим образом.
1) Найдем все значения а, при которых одновременно
и
т. е.


откуда получаем
Задание парного варианта: 3569