№ 3538 

Выпускные экзамены по математике для школ России. Базовая программа. 22. Вычисление площадей фигур: сложные задачи
i
Спрятать решениеРешение. Построим графики трех указанных функций (см. рис.). Найдем пересечение линий
и
— точка
Пересечение линий
и 

т. е.
— точка пересечения этих линий. Пересечение линий
и
есть точка
она единственная, так как
убывает на ℝ, a
возрастает на
Для решения задачи можно из площади прямоугольника
вычесть сумму площадей криволинейных трапеций
и
Найдём: 


и

тогда 
Ответ: 
Замечание. Полезно, когда это возможно, использовать симметрию для непосредственного расчета или для проверки расчета. Например, в данном задании в силу нечетности функции
фигура
равна фигуре
(см. рис.). Отсюда следует, что площадь фигуры
равна площади прямоугольника
т. е. равна 4, что мы и получили выше (см. также решение задания 5 в работе № 7, вариант Ⅰ).
Спрятать критерииКритерии проверки:| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Ответ: 
Задание парного варианта: 3544