Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3467
i

При каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра a урав­не­ние 4 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка минус левая круг­лая скоб­ка 5a минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 4a в квад­ра­те минус 3a=0 имеет един­ствен­ное ре­ше­ние?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть 2 в сте­пе­ни x =t, тогда t боль­ше 0 и ис­ход­ное урав­не­ние при­ни­ма­ет вид

t в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 5a минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка t плюс 4a в квад­ра­те минус 3a=0. \qquad левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

Лю­бо­му корню ис­ход­но­го урав­не­ния со­от­вет­ству­ет не­ко­то­рый по­ло­жи­тель­ный ко­рень урав­не­ния (1), и на­о­бо­рот, в силу мо­но­тон­но­го воз­рас­та­ния на мно­же­стве ℝ функ­ции 2x, каж­до­му по­ло­жи­тель­но­му корню урав­не­ния (1) от­ве­ча­ет не­ко­то­рый ко­рень ис­ход­но­го урав­не­ния. Если ис­ход­ное урав­не­ние имеет два раз­лич­ных корня x1 и x2, то им со­от­вет­ству­ют два раз­лич­ных корня t_1=2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x_1 пра­вая круг­лая скоб­ка и t_2=2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x_2 пра­вая круг­лая скоб­ка урав­не­ния (1) и на­о­бо­рот. От­сю­да сле­ду­ет, что за­да­ча опре­де­ле­ния таких зна­че­ний па­ра­мет­ра а, при ко­то­рых урав­не­ние (1) имеет един­ствен­ное по­ло­жи­тель­ное ре­ше­ние, рав­но­силь­на ис­ход­ной.

Дис­кри­ми­нант урав­не­ния (1) D=9 левая круг­лая скоб­ка a минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те , от­ку­да сле­ду­ет, что корни су­ще­ству­ют при любом a: t_1=a и t_2=4a минус 3. Воз­мож­ны три раз­лич­ных слу­чая.

1)  При t_1=t_2. Этот слу­чай имеет место толь­ко тогда, когда a=1. При этом t_1=t_2=1, т. е. урав­не­ние (1) имеет един­ствен­ное по­ло­жи­тель­ное ре­ше­ние.

2)  При t_1 не равно t_2. и ни­ка­кой из кор­ней не равен нулю. В дан­ном слу­чае, если по­ло­жи­тель­ный ко­рень един­ствен, то дру­гой ко­рень  — от­ри­ца­те­лен. Это воз­мож­но тогда и толь­ко тогда, когда t_1 умно­жить на t_2 мень­ше 0, т. е. a левая круг­лая скоб­ка 4a минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше 0 рав­но­силь­но 0 мень­ше a мень­ше дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

3)  При t_1 не равно t_2 и какой-то из кор­ней равен нулю. Если t_1=a=0, то t_2= минус 3. Этот слу­чай не под­хо­дит. Если же t_2=4a минус 3=0, то t_1=a= дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби . Зна­чит, урав­не­ние (1) имеет един­ствен­ный по­ло­жи­тель­ный ко­рень.

 

Ответ:  левая круг­лая скоб­ка 0; дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая фи­гур­ная скоб­ка 1 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3473

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1994 год, ра­бо­та 4, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Урав­не­ния с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 6 из 10