Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3407
i

Ре­ши­те си­сте­му урав­не­ний

 си­сте­ма вы­ра­же­ний ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 в квад­ра­те y плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x умно­жить на ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y минус 2 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 в квад­ра­те x=0,9x в квад­ра­те y минус xy в квад­ра­те =1. конец си­сте­мы .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пер­вое урав­не­ние си­сте­мы яв­ля­ет­ся од­но­род­ным от­но­си­тель­но  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x и  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y. По­ка­жем не­сколь­ко спо­со­бов пре­об­ра­зо­ва­ния этого урав­не­ния к более про­сто­му виду.

Ⅰ  спо­соб. Про­ве­рим, что x=1 (ко­рень урав­не­ния  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x=0 пра­вая круг­лая скоб­ка но удо­вле­тво­ря­ет си­сте­ме ни при каких y. Дей­стви­тель­но, если x=1, то  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x=0, сле­до­ва­тель­но,  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y=0 и  y=1. Но пара  левая круг­лая скоб­ка 1; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка не удо­вле­тво­ря­ет вто­ро­му урав­не­нию. По­де­лим обе части пер­во­го урав­не­ния на вы­ра­же­ние  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 в квад­ра­те x, не при­ни­ма­ю­щее зна­че­ние ноль, при x не равно 1. По­лу­чим

 левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y, зна­ме­на­тель: ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс дробь: чис­ли­тель: ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y, зна­ме­на­тель: ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x конец дроби минус 2=0.

Обо­зна­чив вы­ра­же­ние  дробь: чис­ли­тель: ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y, зна­ме­на­тель: ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x конец дроби через t, при­дем к урав­не­нию t в квад­ра­те плюс t минус 2=0, от­ку­да t=1 или t= минус 2. Если t=1, то  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y и x=y, при x боль­ше 0. Если t= минус 2, то  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y плюс 2 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x=0 и yx в квад­ра­те =1, при x боль­ше 0. Далее ре­ша­ем две си­сте­мы. Си­сте­ма пер­вая

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x=y,9x в квад­ра­те y минус xy в квад­ра­те =1, x боль­ше 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний y=x,8x в кубе =1, x боль­ше 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,y= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . конец си­сте­мы .

Си­сте­ма вто­рая

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x в квад­ра­те y=1,9x в квад­ра­те y минус xy в квад­ра­те =1, x боль­ше 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний x в квад­ра­те y=1,xy в квад­ра­те =8, x боль­ше 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний y= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x в квад­ра­те конец дроби , дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x в кубе конец дроби =8, x боль­ше 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,y=4. конец си­сте­мы .

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка ; левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; 4 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

По­ка­жем иные спо­со­бы по­лу­че­нии ра­венств x=y, при x боль­ше 0 и yx в квад­ра­те =1, при x боль­ше 0.

Ⅱ  спо­соб. По­ло­жим  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x=a умно­жить на ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y. По­лу­чим  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 в квад­ра­те y плюс a умно­жить на ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 в квад­ра­те y минус 2a в квад­ра­те ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 в квад­ра­те y=0, от­ку­да  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 в квад­ра­те y умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 1 плюс a минус 2a в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =0. Если  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y=0, то  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x=0  — по­лу­ча­ем пару  левая круг­лая скоб­ка 1; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , не яв­ля­ю­щу­ю­ся ре­ше­ни­ем си­сте­мы. Если  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y не равно 0, то 1 плюс a минус 2a в квад­ра­те =0, по­лу­чим a=1 или a= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , от­ку­да по­лу­ча­ем уже зна­ко­мые со­от­но­ше­ния: x=y или x в квад­ра­те y=1.

Ⅲ  спо­соб. Сгруп­пи­ру­ем сла­га­е­мые в левой части пер­во­го урав­не­ния:

 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 в квад­ра­те y плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x умно­жить на ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y минус 2 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 в квад­ра­те x= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 в квад­ра­те y минус ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x умно­жить на ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y плюс 2 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x умно­жить на ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y минус 2 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 в квад­ра­те x=

= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y минус ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 2 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y минус ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y плюс 2 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y минус ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x пра­вая круг­лая скоб­ка ,

от­ку­да x в квад­ра­те y=1 или x=y.

Ⅳ  спо­соб. Сде­ла­ем за­ме­ну пе­ре­мен­ных  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y=a и  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x=b. Рас­смот­рим урав­не­ние a в квад­ра­те плюс ba минус 2b в квад­ра­те =0 как квад­рат­ное от­но­си­тель­но a. Его дис­кри­ми­нант равен 9b2, а корни вы­чис­ля­ют­ся как a_1, 2= дробь: чис­ли­тель: минус b \pm 3b, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , от­ку­да a= минус 2b или a=b, т. е.  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y= минус 2 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x или  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 y= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 x.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3413

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 10, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Сме­шан­ные си­сте­мы
?
Сложность: 6 из 10