
Решите систему уравнений
Решение. Первое уравнение системы является однородным относительно и
Покажем несколько способов преобразования этого уравнения к более простому виду.
Ⅰ способ. Проверим, что (корень уравнения
но удовлетворяет системе ни при каких y. Действительно, если
то
следовательно,
и
Но пара
не удовлетворяет второму уравнению. Поделим обе части первого уравнения на выражение
не принимающее значение ноль, при
Получим
Обозначив выражение через t, придем к уравнению
откуда
или
Если
то
и
при
Если
то
и
при
Далее решаем две системы. Система первая
Система вторая
Ответ:
Покажем иные способы получении равенств при
и
при
Ⅱ способ. Положим Получим
откуда
Если
то
— получаем пару
не являющуюся решением системы. Если
то
получим
или
откуда получаем уже знакомые соотношения:
или
Ⅲ способ. Сгруппируем слагаемые в левой части первого уравнения:
откуда или
Ⅳ способ. Сделаем замену переменных и
Рассмотрим уравнение
как квадратное относительно a. Его дискриминант равен 9b2, а корни вычисляются как
откуда
или
т. е.
или
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: