Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3358
i

Най­ди­те точку пе­ре­се­че­ния ка­са­тель­ных, про­ве­ден­ных к гра­фи­ку функ­ции y=x в квад­ра­те минус |5x плюс 9| через точки гра­фи­ка с абс­цис­са­ми 4 и −4.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

За­пи­шем вы­ра­же­ние для за­дан­ной функ­ции, рас­крыв знак мо­ду­ля:

y= си­сте­ма вы­ра­же­ний x в квад­ра­те минус 5x минус 9 при x боль­ше или равно минус дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби , x в квад­ра­те плюс 5x плюс 9 при x мень­ше минус дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . конец си­сте­мы .

Функ­ция диф­фе­рен­ци­ру­е­ма в точ­ках x=4 и x= минус 4. Про­из­вод­ная в этих точ­ках вы­чис­ля­ет­ся по фор­му­лам y'=2x минус 5 и y'=2x плюс 5 со­от­вет­ствен­но. Най­дем зна­че­ния функ­ции и ее про­из­вод­ной в точ­ках x=4 и x= минус 4: y' левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка =3 и y' левая круг­лая скоб­ка минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 3. Учи­ты­вая, что y левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка =4 в квад­ра­те минус 5 умно­жить на 4 минус 9= минус 13, а y левая круг­лая скоб­ка минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 5 плюс 9=5, за­пи­шем урав­не­ния ка­са­тель­ных в точ­ках  левая круг­лая скоб­ка 4; минус 13 пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка минус 4; 5 пра­вая круг­лая скоб­ка . Урав­не­ние ка­са­тель­ной в точке  левая круг­лая скоб­ка 4; минус 13 пра­вая круг­лая скоб­ка имеет вид y=3 левая круг­лая скоб­ка x минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 13, или y=3x минус 25. В точке  левая круг­лая скоб­ка минус 4; 5 пра­вая круг­лая скоб­ка урав­не­ние ка­са­тель­ной иное: y= минус 3 левая круг­лая скоб­ка x плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 5, или y= минус 3x минус 7. Решая си­сте­му

 си­сте­ма вы­ра­же­ний y=3x минус 25,y= минус 3x минус 7, конец си­сте­мы .

на­хо­дим ко­ор­ди­на­ты общей точки двух ка­са­тель­ных x=3 и y= минус 16.

 

Ответ: P левая круг­лая скоб­ка 3; минус 16 пра­вая круг­лая скоб­ка .

 

За­ме­ча­ние. Сле­ду­ет преду­смот­реть ошиб­ку, ко­то­рая со­сто­ит в том, что вы­ра­же­ние для про­из­вод­ной за­пи­сы­ва­ет­ся в виде

y'= си­сте­ма вы­ра­же­ний 2x минус 5 при x боль­ше или равно минус дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби , 2x плюс 5 при x мень­ше минус дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . конец си­сте­мы .

В этой за­пи­си не учтен прин­ци­пи­аль­но важ­ный факт: ис­ход­ная функ­ция не имеет про­из­вод­ной в точке x= минус дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . Обос­но­ва­ние этого факта тре­бу­ет не­ко­то­рых вы­кла­док, а диф­фе­рен­ци­ру­е­мость функ­ции в точке x= минус дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби не имеет зна­че­ния для ре­ше­ния за­да­чи. Это поз­во­ли­ло ав­то­рам про­де­мон­стри­ро­вать путь, по ко­то­ро­му можно обой­ти труд­ный мо­мент.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3364

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 6, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ка­са­тель­ная к гра­фи­ку функ­ции
?
Сложность: 5 из 10