Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3323
i

Най­ди­те все a, при ко­то­рых урав­не­ния  синус x плюс ко­си­нус x=1 и  ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =a имеют хотя бы один общий ко­рень.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Решим за­да­чу двумя спо­со­ба­ми.

Ⅰ  спо­соб. Най­дем все корни пер­во­го урав­не­ния:

 синус x плюс ко­си­нус x=1 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби синус x плюс дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ко­си­нус x= дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби рав­но­силь­но ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка x минус дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби рав­но­силь­но x= дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби \pm дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс 2 Пи k,

где k при­над­ле­жит Z . По­след­нюю серию удоб­но пред­ста­вить в виде двух серий:  дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс 2 Пи k_1 и 2 Пи k_2 (k1, k2  — целые). Если x= дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс 2 Пи k_1, то  дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс Пи k_1 и  ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс Пи k_1 пра­вая круг­лая скоб­ка . При чет­ных k1 вы­ра­же­ние  ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс Пи k_1 пра­вая круг­лая скоб­ка при­ни­ма­ет зна­че­ние  дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , при не­чет­ных  левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка . Если x=2 Пи k_2, то  ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = ко­си­нус Пи k_2;  ко­си­нус Пи k_2=1, если k2  — чет­ное;  ко­си­нус Пи k_2= минус 1 при не­чет­ных k2. Таким об­ра­зом, воз­мож­ные зна­че­ния a: \pm дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; −1 и 1.

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; минус 1; 1 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

Ⅱ  спо­соб. Если  ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =a, то  ко­си­нус x=2a в квад­ра­те минус 1. Под­ста­вив вы­ра­же­ние 2a в квад­ра­те минус 1 вме­сто  ко­си­нус x в урав­не­ние  синус x плюс ко­си­нус x=1, по­лу­чим  синус x=2 минус 2a в квад­ра­те . Ис­поль­зуя ос­нов­ное три­го­но­мет­ри­че­ское тож­де­ство, по­лу­чим урав­не­ние от­но­си­тель­но a:  левая круг­лая скоб­ка 2 минус 2a в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =1, a после под­ста­нов­ки t=2a в квад­ра­те пе­рей­дем к урав­не­нию t в квад­ра­те минус 3t плюс 2=0. От­сю­да t=1 или t=2; тогда a=\pm дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из 2 конец дроби и a=\pm 1.

Если те­перь сразу за­пи­сать ответ, то можно до­пу­стить ло­ги­че­скую ошиб­ку, ведь при пе­ре­хо­де от урав­не­ния  ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =a к урав­не­нию  ко­си­нус x=2a в квад­ра­те минус 1 мы фак­ти­че­ски пе­ре­шли от урав­не­ния к его след­ствию (такой же ха­рак­тер имел пе­ре­ход от урав­не­ний  ко­си­нус x=2a в квад­ра­те минус 1 и  синус x=2 минус 2a в квад­ра­те к урав­не­нию  левая круг­лая скоб­ка 2 минус 2a в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =1 пра­вая круг­лая скоб­ка . По­яви­лась воз­мож­ность при­об­ре­те­ния по­сто­рон­них зна­че­ний a. По­это­му не­об­хо­ди­мо убе­дить­ся, что для каж­до­го из най­ден­ных a су­ще­ству­ет х, удо­вле­тво­ря­ю­щий обоим дан­ным урав­не­ни­ям.

Про­ве­рим: при a= минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби такое зна­че­ние х су­ще­ству­ет x= дробь: чис­ли­тель: 5 Пи , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , при a= дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , a=\pm 1 по­лу­ча­ем со­от­вет­ству­ю­щие зна­че­ния x: x= дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , x=2 Пи и x=0. Таким об­ра­зом, все най­ден­ные зна­че­ния a под­хо­дят.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3329

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 3, ва­ри­ант 1
? Классификатор: За­да­чи с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 6 из 10