Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3322
i

На про­ме­жут­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка ис­сле­дуй­те функ­цию g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x умно­жить на e в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка и по­строй­те ее гра­фик.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Об­ла­стью опре­де­ле­ния функ­ции g(x) яв­ля­ет­ся мно­же­ство всех дей­стви­тель­ных чисел. Функ­ция g(x)  — не­чет­ная, тогда

g левая круг­лая скоб­ка минус x пра­вая круг­лая скоб­ка = минус x умно­жить на e в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби левая круг­лая скоб­ка минус x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка = минус x умно­жить на e в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка = минус g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка ,

по­это­му для по­стро­е­ния ее гра­фи­ка на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка до­ста­точ­но по­стро­ить гра­фик на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка 0; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка и по­лу­чен­ную линию цен­траль­но­сим­мет­рич­но отоб­ра­зить от­но­си­тель­но на­ча­ла ко­ор­ди­нат. Функ­ция g(x) диф­фе­рен­ци­ру­е­ма на ℝ, ее про­из­вод­ная при­мет вид:

g' левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =e в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка плюс x умно­жить на e в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на левая круг­лая скоб­ка минус x пра­вая круг­лая скоб­ка =e в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 1 минус x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка ,

тогда g' левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =0 при x= минус 1 и x=1; −1 и 1  — кри­ти­че­ские точки функ­ции. Тогда g' левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше 0 при  минус 1 мень­ше x мень­ше 1, по­это­му при таких x функ­ция g(x) воз­рас­та­ет; g' левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше 0 при x мень­ше минус 1 и при x боль­ше 1, при этих x функ­ция g(x) убы­ва­ет. В кри­ти­че­ской точке x=1 за­дан­ная функ­ция имеет мак­си­мум, по­сколь­ку про­из­вод­ная функ­ции в этой точке ме­ня­ет знак с плюса на минус. Ана­ло­гич­но точка x= минус 1 яв­ля­ет­ся точ­кой ми­ни­му­ма. По­сколь­ку e в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше 0 при всех x, то g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше 0 при всех по­ло­жи­тель­ных x; g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =0 при x=0.

При по­мо­щи мик­ро­каль­ку­ля­то­ра на­хо­дим при­бли­жен­ные зна­че­ния функ­ции в не­ко­то­рых кон­троль­ных точ­ках. Так, g левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =e в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка \approx 0,6 и g левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =2e в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка \approx 0,3. Для более точ­но­го по­стро­е­ния гра­фи­ка можно вы­брать еще не­сколь­ко точек. Окон­ча­тель­ный вид гра­фи­ка при­ве­ден на ри­сун­ке.

За­ме­ча­ние.

1)  Мы не пол­но­стью сле­до­ва­ли схеме ис­сле­до­ва­ния функ­ции (см., на­при­мер, учеб­ник «Ал­геб­ра и на­ча­ла ана­ли­за 10  — 11» под ред. А. Н. Кол­мо­го­ро­ва, 1990, §6, п. 24), учи­ты­вая ее ре­ко­мен­да­тель­ный ха­рак­тер. Тем не менее счи­та­ем, что пол­но­та ис­сле­до­ва­ния функ­ции долж­на быть такой, чтобы вы­яв­ля­лись наи­бо­лее ха­рак­тер­ные мо­мен­ты по­ве­де­ния гра­фи­ка функ­ции (мо­но­тон­ность, экс­тре­му­мы, ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства и т. п.).

2)  При­во­дом окон­ча­тель­ную свод­ку ис­сле­до­ва­ния функ­ции без ком­мен­та­ри­ев.

— функ­ция рас­смат­ри­ва­ет­ся н опре­де­ле­на при всех x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка ;

— функ­ция не­чет­ная;

— функ­ция не­пре­рыв­на на  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка ;

— функ­ция воз­рас­та­ет на  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 1; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , убы­ва­ет на  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2; минус 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка и на  левая квад­рат­ная скоб­ка 1; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка ;

— при  минус 2 мень­ше или равно x мень­ше 0 функ­ция g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше 0; при 0 мень­ше x мень­ше или равно 2 функ­ция g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше 0; при x=0 функ­ция g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =0;

— точки экс­тре­му­ма функ­ции: −1  — точка ми­ни­му­ма, 1  — точка мак­си­му­ма.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3328

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 3, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ис­сле­до­ва­ние функ­ций, По­стро­е­ние гра­фи­ков функ­ций, гра­фи­ков урав­не­ний
?
Сложность: 5 из 10