Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2948
i

Най­ди­те все общие дей­стви­тель­ные корни мно­го­чле­нов

P левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = 2x в сте­пе­ни 4 минус 13x в кубе плюс 18x в квад­ра­те минус x минус 12

и

Q левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = x в сте­пе­ни 4 минус 7x в кубе плюс 12x в квад­ра­те минус 3x минус 9.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Раз­ность P левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2Q левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка имеет те же корни, что и общие корни дан­ных мно­го­чле­нов:

2x в сте­пе­ни 4 минус 13x в кубе плюс 18x в квад­ра­те минус x минус 12 минус 2 левая круг­лая скоб­ка x в сте­пе­ни 4 минус 7x в кубе плюс 12x в квад­ра­те минус 3x минус 9 пра­вая круг­лая скоб­ка = x в кубе минус 6x в квад­ра­те плюс 5x плюс 6.

Кор­нем по­лу­чен­но­го урав­не­ния яв­ля­ет­ся число 2, раз­де­лим по­лу­чен­ный мно­го­член на  левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка , по­лу­чим

x в квад­ра­те минус 4x минус 3. Про­вер­ка по­ка­зы­ва­ет, что число 2 не яв­ля­ет­ся кор­нем мно­го­чле­на Q(x), а зна­чит, не удо­вле­тво­ря­ет усло­вию. Про­ве­рим, де­лят­ся ли мно­го­чле­ны P левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка и Q левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка на x в квад­ра­те минус 4x минус 3. По­лу­чим 2x в квад­ра­те минус 5x плюс 4 и x в квад­ра­те минус 3x плюс 3. Сле­до­ва­тель­но, нули квад­рат­но­го трех­чле­на x в квад­ра­те минус 3x плюс 3 яв­ля­ют­ся об­щи­ми кор­ня­ми мно­го­чле­нов P левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка и Q левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка . Этими ну­ля­ми яв­ля­ют­ся числа 2\pm ко­рень из 7 .

 

Ответ: 2 минус ко­рень из 7 и 2 плюс ко­рень из 7 .

 

При­ве­дем дру­гое ре­ше­ние.

При­рав­ня­ем дан­ные мно­го­чле­ны и решим по­лу­чен­ное урав­не­ние:

2x в сте­пе­ни 4 минус 13x в кубе плюс 18x в квад­ра­те минус x минус 12 = x в сте­пе­ни 4 минус 7x в кубе плюс 12x в квад­ра­те минус 3x минус 9 рав­но­силь­но x в сте­пе­ни 4 минус 6x в кубе плюс 6x в квад­ра­те плюс 2x минус 3 = 0 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но x в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус 6x плюс 5 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс x в квад­ра­те плюс 2x минус 3 = 0 рав­но­силь­но x в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x минус 5 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка x плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка = 0 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x в кубе минус 5x в квад­ра­те плюс x плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка = 0 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус 4x минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка = 0.

Корни по­лу­чен­но­го урав­не­ния: 1, 2 минус ко­рень из 7 , 2 плюс ко­рень из 7 .

Итак, мы нашли зна­че­ния x, при ко­то­рых P левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = Q левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка . Вы­бе­рем из них те, ко­то­рые яв­ля­ют­ся кор­ня­ми мно­го­чле­нов, то есть об­ра­ща­ют их в нуль. Не­по­сред­ствен­ной под­ста­нов­кой убеж­да­ем­ся, что числа 2\pm ко­рень из 7 яв­ля­ют­ся кор­ня­ми пер­во­го мно­го­чле­на, а зна­чит, и кор­ня­ми вто­ро­го мно­го­чле­на.

 

Ответ: 2 минус ко­рень из 7 и 2 плюс ко­рень из 7 .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2962

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 2003 год, ра­бо­та 2, ва­ри­ант 1
? Классификатор: За­да­чи о мно­го­чле­нах
?
Сложность: 9 из 10