Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2638
i

Сумма трех чисел равна 28, из­вест­но, что их ло­га­риф­мы по ос­но­ва­нию 4 об­ра­зу­ют ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию, сумма пер­вых трех чле­нов ко­то­рой равна 4,5. Най­ди­те раз­ность этой про­грес­сии.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Обо­зна­чим дан­ные числа x_1,x_2,x_3, тогда их ло­га­риф­мы  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 x_1, ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 x_2, ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 x_3 об­ра­зу­ют ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию, если

2 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 x_2= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 x_1 плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 x_3 рав­но­силь­но x_2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =x_1 умно­жить на x_3.

Так как сумма

 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 x_1 плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 x_2 плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 x_3=4,5,

то

 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 левая круг­лая скоб­ка x_1 умно­жить на x_2 умно­жить на x_3 пра­вая круг­лая скоб­ка =4,5 рав­но­силь­но x_1 умно­жить на x_2 умно­жить на x_3=4 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4,5 пра­вая круг­лая скоб­ка =2 в сте­пе­ни 9 .

Ис­поль­зуя по­лу­чен­ное ра­вен­ство x_1 умно­жить на x_2=x_2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка , имеем

 x_2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 3 пра­вая круг­лая скоб­ка =2 в сте­пе­ни 9 рав­но­силь­но x_2=8.

По усло­вию за­да­чи x_1 плюс x_2 плюс x_3=28, то есть

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x_1 плюс x_3=20,x_1 умно­жить на x_3 =64 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний си­сте­ма вы­ра­же­ний x_1=16,x_3=4, конец си­сте­мы . , си­сте­ма вы­ра­же­ний x_1=4,x_3=16. конец си­сте­мы . конец со­во­куп­но­сти .

Ис­ко­мая раз­ность ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии может быть най­де­на как

 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 x_2 минус ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 x_1= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 дробь: чис­ли­тель: x_2, зна­ме­на­тель: x_1 конец дроби = ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: x_1 конец дроби .

Имеем:

x_1=16: d= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию целая часть: 4, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 16 = минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,

x_1=4: d= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию целая часть: 4, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 4 = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

 

Ответ: d= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , d= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2632

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1994 год, ра­бо­та 4, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Про­грес­сии
?
Сложность: 5 из 10