Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2611
i

Не поль­зу­ясь мик­ро­каль­ку­ля­то­ром и таб­ли­ца­ми, срав­ни­те числа \log _43 и \log _32.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Рас­смот­рим не­сколь­ко спо­со­бов ре­ше­ния за­да­чи.

I спо­соб. Умно­жим обе части срав­не­ния на по­ло­жи­тель­ное число 3:

3 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 3 \vee 3 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 2 рав­но­силь­но ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 27 \vee ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 8.

Но 2 мень­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 27 мень­ше 3, а 1 мень­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 8 мень­ше 2. Сле­до­ва­тель­но,  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 27 боль­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 8.

За­ме­ча­ние. Не­труд­но ви­деть, что для не­боль­ших чисел этот спо­соб яв­ля­ет­ся до­ста­точ­но уни­вер­саль­ным, не­об­хо­ди­мо толь­ко по­до­брать под­хо­дя­щий мно­жи­тель (в дан­ном при­ме­ре  — число 3). При­во­ди­мые далее дру­гие спо­со­бы тоже, в ос­нов­ном, яв­ля­ют­ся до­ста­точ­но уни­вер­саль­ны­ми.

II спо­соб. Вы­чтем из обеих ча­стей срав­не­ния число 1:

 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 3 минус 1 \vee ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 2 минус 1 рав­но­силь­но ло­га­рифм по ос­но­ва­нию целая часть: 4, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 \vee ло­га­рифм по ос­но­ва­нию целая часть: 3, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 .

По­сколь­ку  дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби боль­ше дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , то  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию целая часть: 4, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 боль­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию целая часть: 4, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 боль­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию целая часть: 3, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 . От­сю­да сле­ду­ет ответ за­да­чи. (Здесь мы вос­поль­зо­ва­лись не толь­ко мо­но­тон­но­стью ло­га­риф­ми­че­ской функ­ции, но и сле­ду­ю­щим свой­ством ло­га­риф­мов: если 0 мень­ше x мень­ше 1 и a боль­ше b боль­ше 1, то  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию a x боль­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию b x, смот­ри также ри­су­нок).

III спо­соб. Чтобы срав­нить числа  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 3 и  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 2 будем воз­во­дить во всё боль­шие сте­пе­ни числа, сто­я­щие под зна­ком ло­га­риф­ма. Это поз­во­лит по­сле­до­ва­тель­но уточ­нять оцен­ки. Вна­ча­ле воз­ве­дем в квад­рат:

 \left \beginalign 1 мень­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 9 мень­ше 21 мень­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 4 мень­ше 2 \endalign . \Rightarrow \left \beginalign 1 мень­ше 2 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 3 мень­ше 21 мень­ше 2 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 2 мень­ше 2 \endalign . \Rightarrow \left \beginalign дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби мень­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 3 мень­ше 1 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби мень­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 2 мень­ше 1 \endalign .

После пер­во­го шага еще нель­зя сде­лать ни­ка­ко­го вы­во­да, про­дол­жа­ем:

 \left \beginalign 2 мень­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 27 мень­ше 31 мень­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 8 мень­ше 2 \endalign . \Rightarrow \left \beginalign дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 4 3 мень­ше 1 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 2 мень­ше дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби \endalign .

От­сю­да уже сле­ду­ет ответ.

 

Ответ: \log _ 43 боль­ше \log _32.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2617

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1994 год, ра­бо­та 2, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Срав­не­ние чисел
?
Сложность: 8 из 10