Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2306
i

Ука­жи­те про­ме­жут­ки воз­рас­та­ния, убы­ва­ния, точки экс­тре­му­ма функ­ции y=8 в сте­пе­ни x минус 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка минус x\ln2. Най­ди­те наи­боль­шее и наи­мень­шее зна­че­ния этой функ­ции на [−1; 1].

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Возь­мем про­из­вод­ную дан­ной функ­ции:

 левая круг­лая скоб­ка 8 в сте­пе­ни x минус 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка минус x на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 пра­вая круг­лая скоб­ка '=8 в сте­пе­ни x на­ту­раль­ный ло­га­рифм 8 минус 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка ' минус на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2=
=8 в сте­пе­ни x на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 в кубе минус 2 умно­жить на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 умно­жить на 1 минус на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2= 8 в сте­пе­ни x умно­жить на 3 на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 минус 2 умно­жить на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 минус на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2= на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 левая круг­лая скоб­ка 3 умно­жить на 8 в сте­пе­ни x минус 2 умно­жить на 2 в сте­пе­ни x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка .

За­ме­тим, что при x > 0 будет 8 в сте­пе­ни x боль­ше 2 в сте­пе­ни x и 8 в сте­пе­ни x боль­ше 1, по­это­му

3 умно­жить на 8 в сте­пе­ни x минус 2 умно­жить на 2 в сте­пе­ни x минус 1=2 левая круг­лая скоб­ка 8 в сте­пе­ни x минус 2 в сте­пе­ни x пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 8 в сте­пе­ни x минус 1 боль­ше 0

и про­из­вод­ная по­ло­жи­тель­на, а при x < 0 будет 8 в сте­пе­ни x мень­ше 2 в сте­пе­ни x и 8 в сте­пе­ни x мень­ше 1, по­это­му

3 умно­жить на 8 в сте­пе­ни x минус 2 умно­жить на 2 в сте­пе­ни x минус 1=2 левая круг­лая скоб­ка 8 в сте­пе­ни x минус 2 в сте­пе­ни x пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 8 в сте­пе­ни x минус 1 мень­ше 0

и про­из­вод­ная от­ри­ца­тель­на. Зна­чит, функ­ция воз­рас­та­ет при x > 0, убы­ва­ет при x < 0, точка x  =  0 яв­ля­ет­ся точ­кой ми­ни­му­ма, оче­вид­но в ней и будет наи­мень­шее зна­че­ние на ука­зан­ном от­рез­ке. Наи­боль­шее же будет в одном из кон­цов от­рез­ка. Вы­чис­лим зна­че­ния:

y левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка =8 в сте­пе­ни 0 минус 2 в сте­пе­ни 1 минус 0 на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2=1 минус 2 минус 0= минус 1,

y левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =8 в сте­пе­ни 1 минус 2 в квад­ра­те минус на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2=8 минус 4 минус на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2=4 минус на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2,

y левая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =8 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка минус левая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби минус 1 плюс на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 мень­ше на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 мень­ше 1 мень­ше 4 минус на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2.

Ответ: Функ­ция воз­рас­та­ет на  левая квад­рат­ная скоб­ка 0; бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка , убы­ва­ет на  левая квад­рат­ная скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ;0 пра­вая круг­лая скоб­ка , имеет гло­баль­ный ми­ни­мум x  =  0, наи­мень­шее зна­че­ние на [−1; 1] равно −1, а наи­боль­шее 4 минус на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2311

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РСФСР, 1987 год, ра­бо­та 1, ва­ри­ант 1
? Классификатор: За­да­чи на наи­боль­шее и наи­мень­шее зна­че­ние функ­ции, Ис­сле­до­ва­ние функ­ций
?
Сложность: 9 из 10