Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

3.А. Дана функ­ция f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 плюс x конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 минус x конец ар­гу­мен­та .

а)  Най­ди­те все ко­ор­ди­на­ты точек пе­ре­се­че­ния гра­фи­ка функ­ции y=f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка с осями ко­ор­ди­нат.

б)  Срав­ни­те числа |f левая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка | и |f левая круг­лая скоб­ка минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка |.

в)  Ре­ши­те урав­не­ние f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: минус 3 минус x конец ар­гу­мен­та .

г)  Най­ди­те об­ласть опре­де­ле­ния функ­ции g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =f левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Точка пе­ре­се­че­ния с вер­ти­каль­ной осью имеет абс­цис­су 0 и ор­ди­на­ту

f левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та =2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та .

Точка пе­ре­се­че­ния с го­ри­зон­таль­ной осью имеет ор­ди­на­ту 0 и абс­цис­су, удо­вле­тво­ря­ю­щую урав­не­нию f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =0, от­ку­да

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 плюс x конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 минус x конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но 8 плюс x=2 минус x рав­но­силь­но x= минус 3.

Функ­ция дей­стви­тель­но опре­де­ле­на при таком x. Окон­ча­тель­но имеем:  левая круг­лая скоб­ка 0; ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка , левая круг­лая скоб­ка минус 3; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка .

б)  пре­об­ра­зу­ем ис­ход­ные числа:

\absf левая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =\abs ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та ,

\absf левая круг­лая скоб­ка минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка =\abs ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4 конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та минус 2

До­ка­жем, что  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та боль­ше ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та минус 2. В самом деле, в левой части умень­ша­е­мое боль­ше, а вы­чи­та­е­мое мень­ше, чем в пра­вой. Зна­чит, пер­вое число боль­ше.

в)  За­пи­шем урав­не­ние в виде  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 плюс x конец ар­гу­мен­та минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 минус x конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: минус 3 минус x конец ар­гу­мен­та и пре­об­ра­зу­ем его

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8 плюс x конец ар­гу­мен­та = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 минус x конец ар­гу­мен­та плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: минус 3 минус x конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но 8 плюс x=2 минус x минус 3 минус x плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 2 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка минус 3 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но 9 плюс 3x=2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 2 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка минус 3 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но 9 левая круг­лая скоб­ка x плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =4 левая круг­лая скоб­ка 2 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка минус 3 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но 9 левая круг­лая скоб­ка x плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =4 левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 3 плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка .

Зна­чит, либо x= минус 3  — под­хо­дит, либо

9 левая круг­лая скоб­ка x плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка =4 левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но 9x плюс 27=4x минус 8 рав­но­силь­но 5x= минус 33 рав­но­силь­но x= минус 6,6.

Но это по­сто­рон­ний ко­рень, по­сколь­ку для него 9 плюс 3x мень­ше 0. Сле­до­ва­тель­но, ко­рень урав­не­ния один: x= минус 3.

г)  Функ­ция f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка опре­де­ле­на при усло­вии 8 плюс x боль­ше или равно 0 и 2 минус x боль­ше или равно 0, то есть x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 8; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . Зна­чит, g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка опре­де­ле­на при усло­вии  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 8; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , то есть  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 8; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка или  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка 0; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . В пер­вом слу­чае x при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , во вто­ром x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка . Ра­вен­ство  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби =0 не­воз­мож­но. Сле­до­ва­тель­но, x при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

 

От­ве­ты в пунк­тах б,в,г не со­шлись (в пунк­те б в от­ве­те срав­ни­ва­ют не те числа, что в усло­вии).

 

Ответ: а)  левая фи­гур­ная скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 0; ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка ; левая круг­лая скоб­ка минус 3; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая фи­гур­ная скоб­ка ; б) |f левая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка | боль­ше |f левая круг­лая скоб­ка минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка |; в)  левая фи­гур­ная скоб­ка минус 3 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка ; г)  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 1919

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, Санкт-Пе­тер­бург, 1996 год, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Вы­чис­ле­ния и пре­об­ра­зо­ва­ния (кроме три­го­но­мет­рии), Ир­ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния и их си­сте­мы, Ис­сле­до­ва­ние функ­ций, Срав­не­ние чисел
?
Сложность: 5 из 10