Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 5164
i

Ла­воч­ник имеет два сорта кофе: по 66 коп. и по 40 коп. за фунт. Из этих двух сор­тов он сде­лал смесь, ко­то­рую про­дал трем по­ку­па­те­лям по 64 коп. за фунт, по­лу­чив с этой про­да­жи 28% при­бы­ли. Число фун­тов, куп­лен­ных тремя по­ку­па­те­ля­ми, от­но­сит­ся между собой как 3,33... : 2,5 : 0,833... Кроме того из­вест­но, что вто­рой по­ку­па­тель за­пла­тит боль­ше тре­тье­го на столь­ко руб­лей, сколь­ко по­лу­чит­ся про­цент­ных денег в 2912 руб., от­дан­ных под 4% го­до­вых на 1,5 мес. Сколь­ко фун­тов каж­до­го сорта кофе купец взял для по­лу­че­ния упо­мя­ну­той смеси?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Про­цент­ных денег от 2912 руб­лей, от­дан­ных под 4% го­до­вых, было бы 116 руб. 48 коп. за 12 ме­ся­цев. За пол­то­ра же ме­ся­ца будет на­чис­ле­но в 12 : 1,5  =  8 раз мень­ше, то есть 2912 : 8  =  14 руб. 56 коп.

За­ме­тим, что 2,5 \ldots = дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , 0,33 \ldots = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , по­это­му:

3,33 \ldots = 3 плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ,

0,833... = 0,8 плюс 0,033... = дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 10 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 0,33..., зна­ме­на­тель: 10 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: конец дроби 30 = дробь: чис­ли­тель: 25, зна­ме­на­тель: 30 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 6 конец дроби .

Сле­до­ва­тель­но, ко­ли­че­ства фун­тов, куп­лен­ных тремя по­ку­па­те­ля­ми, от­но­сят­ся между собой как  дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби : дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби : дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 6 конец дроби . Умно­жая на 6 и раз­де­лив на 5, по­лу­ча­ем от­но­ше­ние 4 : 3 : 1. Ежели тре­тий по­ку­па­тель за­пла­тил за по­куп­ку x руб., то вто­рой за­пла­тил 3x руб., а пер­вый  — 4x руб., при­чем вто­рой за­пла­тил на 2х боль­ше тре­тье­го. Из этого по­лу­ча­ем, что 2x = 14,56, а тогда x = 7,28 руб. Общая же цена по­куп­ки равна

4x плюс 3x плюс x = 8x = 8 умно­жить на 7,28, = 58,24 руб.

На эту сумму была куп­ле­на смесь, ценою по 64 коп., всего

58,24 : 0,64 = дробь: чис­ли­тель: 5824, зна­ме­на­тель: 64 конец дроби = 91 фунт

смеси.

Цена 64 коп. за фунт смеси со­дер­жит 28% при­бы­ли. Без при­бы­ли же фунт стоит 64  :  1,28  =  50 коп. Если бы вся смесь со­сто­я­ла толь­ко из более де­ше­во­го кофе, то ее фунт стоил бы 40 ко­пе­ек. За­ме­нив один фунт де­ше­во­го кофе одним фун­том до­ро­го­го, ла­воч­ник уве­ли­чил бы сто­и­мость фунта смеси на 26 ко­пе­ек. Зна­чит, чтобы уве­ли­чить сто­и­мость на 10 ко­пе­ек, на­доб­но до­ба­вить не один фунт, а  дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 26 конец дроби , то есть  дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: конец дроби 13 фунта до­ро­го­го кофе на каж­дый фунт смеси. По­се­му смесь на  дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: конец дроби 13 со­сто­ит из до­ро­го­го кофе и на  дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: конец дроби 13 из де­ше­во­го кофе. Общая масса кофе 91 фунт, в этом ко­ли­че­стве до­ро­гой кофе со­став­ля­ет

91 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: конец дроби 13 = 35 фун­тов,

остав­ши­е­ся же 91 минус 35 = 56 фун­тов это де­ше­вый кофе.

 

Ответ: в смеси 35 фун­тов кофе по цене 66 коп. и 56 фун­тов кофе по цене 40 коп.

 

Ви­део­раз­бор.

Све­де­ние этой за­да­чи к си­сте­ме урав­не­ний при­ве­де­но в пре­крас­ном ви­део­раз­бо­ре мос­ков­ско­го учи­те­ля Ми­ха­и­ла По­по­ва.

 

При­ме­ча­ние.

Эта за­да­ча взята нами из про­то­ко­ла пись­мен­но­го ис­пы­та­ния по ариф­ме­ти­ке уче­ниц 4 клас­са част­ной жен­ской про­гим­на­зии Э. В. Эрик­сон от 25.04.1913. На­чал­ся эк­за­мен в 2 3/4 и кон­чил­ся в 4 часа 50 минут (то есть на­чал­ся в 14:45, за­кон­чил­ся в 16:50). Эк­за­ме­но­ва­лись 28 уче­ниц, обу­чав­ших­ся в те­ку­щем году в про­гим­на­зии (ф. 139 оп. 1 д. 13937, л. 41).

Про­гим­на­зии в Рос­сий­ской им­пе­рии были учре­жде­ны в 1864 году, могли быть муж­ски­ми, жен­ски­ми или во­ен­ны­ми. В на­ча­ле XX века в Рос­сии было 200 про­гим­на­зий. В про­гим­на­зи­ях было че­ты­ре клас­са об­ра­зо­ва­ния (реже  — шесть), со­от­вет­ство­вав­ших четырём млад­шим клас­сам гим­на­зии. Вы­пуск­ни­ки могли по­сту­пать в стар­шие клас­сы гим­на­зий или ра­бо­тать учи­те­ля­ми на­чаль­ных школ. Не­мно­го о жен­ском об­ра­зо­ва­нии в конце XIX  — на­ча­ле XX века можно в этой ста­тье.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Санкт-Пе­тер­бург, 1913, част­ная жен­ская про­гим­на­зия Э.  В.  Эрик­сон
Дарья Сидорова 12.04.2023 13:00

Мы вы­яс­ни­ли, что вто­рой по­ку­па­тель за­пла­тит боль­ше тре­тье­го на 14,56 руб­лей. Далее вы со­став­ля­е­те урав­не­ние 3x  –  x  =  14,56. Но ведь 3x  –  x это раз­ни­ца в фун­тах, а не в руб­лях. Мне ка­жет­ся, урав­не­ние долж­но быть таких: 0,64(3x  –  x)  =  14,56. Про­верь­те, по­жа­луй­ста. Но мой фи­наль­ный ответ со­шел­ся с Вашим.

Служба поддержки

Про­ве­ри­ли. У нас х  — это цена, и она про­пор­ци­о­наль­на массе. Все верно.