Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3851
i

При каком зна­че­нии па­ра­мет­ра a гра­фи­ки функ­ций y= на­ту­раль­ный ло­га­рифм левая круг­лая скоб­ка 3x минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка и y=3x минус 4 плюс a имеют един­ствен­ную общую точку?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Гра­фи­ком функ­ции y=3x минус 4 плюс a яв­ля­ет­ся пря­мая, па­рал­лель­ная пря­мой y=3x минус 4 (или сов­па­да­ю­щая с ней при a=0 пра­вая круг­лая скоб­ка и про­хо­дя­щая через точку  левая круг­лая скоб­ка 0; a минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка . На ри­сун­ке видно, что гра­фи­ки функ­ций y=3x минус 4 плюс a и y=\ln левая круг­лая скоб­ка 3x минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка имеют един­ствен­ную общую точку толь­ко в слу­чае, когда пря­мая яв­ля­ет­ся ка­са­тель­ной к гра­фи­ку ло­га­риф­ма. Урав­не­ние ка­са­тель­ной к функ­ции y=\ln левая круг­лая скоб­ка 3x минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка в точке x_0 имеет вид

y= дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 3x_0 минус 4 конец дроби x плюс \ln левая круг­лая скоб­ка 3x_0 минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 3x_0, зна­ме­на­тель: 3x_0 минус 4 конец дроби .

Из­вест­но, что пря­мые сов­па­да­ют, когда их уг­ло­вые ко­эф­фи­ци­ен­ты и сво­бод­ные члены в урав­не­ни­ях равны. Из усло­вия  дробь: чис­ли­тель: 3x_0, зна­ме­на­тель: 3x_0 минус 4 конец дроби =3 на­хо­дим абс­цис­су точки ка­са­ния x_0= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , затем из ра­вен­ства

\ln левая круг­лая скоб­ка 3x_0 минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 3x_0, зна­ме­на­тель: 3x_0 минус 4 конец дроби =a минус 4 рав­но­силь­но a= минус 1.

Ответ:  минус 1 .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3857

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1998 год, ра­бо­та 4, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Функ­ции, за­ви­ся­щие от па­ра­мет­ра
?
Сложность: 6 из 10