Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3554
i

Ре­ши­те не­ра­вен­ство 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те боль­ше или равно 16.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

В со­от­вет­ствии со свой­ства­ми по­ка­за­тель­ной функ­ции дан­ное не­ра­вен­ство рав­но­силь­но не­ра­вен­ству

x в квад­ра­те боль­ше или равно 4 рав­но­силь­но x в квад­ра­те минус 4 боль­ше или равно 0 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x мень­ше или равно минус 2,x боль­ше или равно 2. конец со­во­куп­но­сти .

Ответ:  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; минус 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 2; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

 

При­ме­ча­ние.

За­ме­тим, что не­ра­вен­ства, рав­но­силь­ные квад­рат­ным не­ра­вен­ствам для «не­пол­но­го» квад­рат­но­го трех­чле­на (на­при­мер, x в квад­ра­те боль­ше или равно 4 , x в квад­ра­те мень­ше 3x , и т. п.) пси­хо­ло­ги­че­ски труд­нее для школь­ни­ка, чем обыч­ные квад­рат­ные не­ра­вен­ства. Если уча­щий­ся не за­хо­чет ре­шать рас­смот­рен­ное в при­ме­ре не­ра­вен­ство как квад­рат­ное, он может пе­ре­пи­сать его в виде  левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 0 и рас­смот­реть со­во­куп­ность из двух си­стем стро­гих не­ра­венств и двух урав­не­ний

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x минус 2 боль­ше 0,x плюс 2 боль­ше 0, конец си­сте­мы .

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x минус 2 мень­ше 0,x плюс 2 мень­ше 0, конец си­сте­мы .

или x плюс 2=0, или x минус 2=0. И по­лу­чить ответ  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; минус 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 2; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка . Часто рас­смат­ри­ва­ют также си­сте­мы

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x минус 2 боль­ше или равно 0,x плюс 2 боль­ше или равно 0, конец си­сте­мы .

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x минус 2 мень­ше или равно 0,x плюс 2 мень­ше или равно 0. конец си­сте­мы .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3548

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1995 год, ра­бо­та 1, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Ра­ци­о­наль­ные не­ра­вен­ства
?
Сложность: 3 из 10