Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3374
i

Ре­ши­те урав­не­ние x плюс 3 плюс 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 плюс x конец ар­гу­мен­та =6.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Решим за­да­чу двумя спо­со­ба­ми.

Ⅰ  спо­соб. Пе­ре­пи­шем урав­не­ние в виде 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 плюс x конец ар­гу­мен­та =3 минус x. После воз­ве­де­ния в квад­рат обеих ча­стей по­след­не­го урав­не­ния по­лу­чим 75 плюс 25x=x в квад­ра­те минус 6x плюс 9 или x в квад­ра­те минус 31x минус 66=0. Най­дем корни по­след­не­го урав­не­ния, яв­ля­ю­ще­го­ся след­стви­ем преды­ду­ще­го: x_1=33 и x_2= минус 2.

Не­об­хо­ди­мо про­ве­рить, будут ли най­ден­ные числа кор­ня­ми ис­ход­но­го урав­не­ния. Если x=33, то 5 умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 плюс 33 конец ар­гу­мен­та =3 минус 33  — не­вер­ное ра­вен­ство. Если x= минус 2, то 5 умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 плюс левая круг­лая скоб­ка минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка конец ар­гу­мен­та =3 минус левая круг­лая скоб­ка минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка   — вер­ное ра­вен­ство. Зна­чит, x= минус 2 ко­рень ис­ход­но­го урав­не­ния.

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка минус 2 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

Ⅱ  спо­соб. Пе­ре­пи­сав урав­не­ние в виде 5 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 плюс x конец ар­гу­мен­та =3 минус x, за­ме­тим, что x= минус 2 яв­ля­ет­ся его кор­нем. По­сколь­ку в левой части урав­не­ния стоит воз­рас­та­ю­щая на  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 3; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка функ­ция, а в пра­вой  — убы­ва­ю­щая на том же про­ме­жут­ке функ­ция, дру­гих кор­ней нет.

 

За­ме­ча­ние. Ис­ход­ное урав­не­ние за­пи­са­но в таком виде, что ис­поль­зо­вать для его ре­ше­ния какой − либо спо­соб, от­лич­ный от за­ме­ны пе­ре­мен­ной, не со­всем бла­го­род­но по от­но­ше­нию к ав­тор­ско­му за­мыс­лу. Об­ра­ще­ние ав­то­ров сбор­ни­ка к дру­гим спо­со­бам вы­зва­но от­ча­сти тем, что спо­со­бу за­ме­ны пе­ре­мен­ной (весь­ма эф­фек­тив­но­му при ре­ше­нии ир­ра­ци­о­наль­ных урав­не­ний) не уде­ля­ет­ся долж­но­го вни­ма­ния в школь­ной прак­ти­ке, а от­ча­сти  — стрем­ле­ни­ем по­ка­зать раз­но­об­ра­зие под­хо­дов к ре­ше­нию пусть даже не самых слож­ных задач.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3368

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 7, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Ир­ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния и их си­сте­мы
?
Сложность: 3 из 10