
Найдите все значения x, при которых выражение имеет смысл и не обращается в нуль.
Решение. Выражение имеет смысл при одновременном существовании обоих множителей, что обеспечивается условиями:
где k — целые числа. Решив первое неравенство, найдем, что оно выполняется при всех Определим все значения x из
для которых, найдется такое целое число k, что выполняется:
Для
таких значений x нет. Для
получаем
Оба этих значения принадлежат отрезку
Для
имеем
Число
принадлежит промежутку
а число
—
выполняется условие
при котором ни одно значение x не оказывается на отрезке
Таким образом, выражение имеет смысл при за исключением точек
и
Выясним, при каких значениях x данное выражение обращается в нуль. Это происходит тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл:
при
и
Тогда
если
где
т. е. если
При
таких значений х нет. При
и
При
получаем два значения х:
и
Оба эти числа попадают на отрезок
При
получаем два значения x:
принадлежит отрезку
— не принадлежит этому отрезку. При
решения уравнения
не принадлежат отрезку
При всех остальных значениях x из числового промежутка
выражение не обращается в нуль.
Ответ:
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: