
Решите уравнение
Решение. Дробь принимает нулевое значение, когда ее числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля. Приравняв к нулю числитель данной дроби, получим квадратное уравнение которое имеет два корня:
и
Значит, корнями исходного уравнения могут быть только числа 3 и
Проверим, не обращают ли эти числа в ноль знаменатель дроби. При
знаменатель
равен
Тогда число 3 — не корень исходного уравнения. При
имеем
т. е. знаменатель не равен нулю. Значит, число
корень исходного уравнения.
Ответ:
Комментарий. Надо обратить внимание учащихся на то, что нет необходимости решать уравнение, которое появляется, когда приравнивается к нулю знаменатель алгебраической дроби. Это не нужно, так как служит только корректировке результата, а кроме того, нерационально, да и не всегда возможно. Гораздо лучше простой подстановкой в знаменатель проверить корни числителя.
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: