
Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиком функции и касательными, проведёнными к этому графику в точках пересечения его с осью абсцисс.
Точки пересечения параболы
с осью абсцисс можно найти, решая уравнение
то есть
откуда
или
Проведем теперь касательные в этих точках. Поскольку то
и
Значит, касательная в точке
имеет уравнение
а касательная в точке
имеет уравнение
Эти касательные пересекаются в точке, абсцисса которой удовлетворяет уравнению
откуда
Ясно, что эти касательные симметричны друг другу относительно вертикальной прямой, проходящей через точку
а график
тоже симметричен относительно нее (это ось параболы). Поэтому можно посчитать площадь только той части фигуры, которая лежит в полуплоскости
и удвоить ее. Касательная проходит выше параболы, поскольку ветви параболы направлены вниз, поэтому площадь равна
Ответ:
За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
---|---|
Верное и полное выполнение задания | 3 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
Остальные случаи | 0 |
К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Задание парного варианта: 3130