
Найдите все a, при которых касательная к графику о точке графика с абсциссой a не пересекает графика ни одной из двух функций
и
Решение. Обозначим
Поскольку касательная к графику функции не пересекается с прямой
то она ей параллельна, то есть ее угловой коэффициент равен
Угловой коэффициент касательной, проведенной к графику
через точку графика с абсциссой
равен значению производной функции
в точке
то есть
Функция дифференцируема на
и ее производная равна
Точка
должна удовлетворять условию
Но если то
и значение функции
в точке
равно
Уравнение касательной, проведенной к графику
через точку графика с абсциссой
имеет вид
По условию задачи поэтому возможно переписать уравнение касательной в виде
Из условия
(мы формально подставили a вместо
) находим, что a может иметь вид
где
Воспользуемся теперь условием, что касательная
не пересекает график
Это условие означает, что уравнение
не имеет решений. Приведем последнее уравнение к квадратному
Его дискриминант
Квадратное уравнение не имеет решений, если то есть
Поскольку где k —целое, то получим неравенство
откуда
и с учетом целочисленности
Таким образом, единственным значение a, удовлетворяющим условиям задачи, является
Ответ:
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: