Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 1872
i

1.  Дана функ­ция  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 4x.

а)  Ре­ши­те урав­не­ние  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби .

б)  Ре­ши­те не­ра­вен­ство  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 1.

в)  Срав­ни­те числа  f левая круг­лая скоб­ка \log _97 пра­вая круг­лая скоб­ка и  f левая круг­лая скоб­ка \log _32 пра­вая круг­лая скоб­ка .

г)  Ука­жи­те ор­ди­на­ты всех таких точек гра­фи­ка функ­ции  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка , что для каж­дой из них рас­сто­я­ние от нее до дру­гой точки гра­фи­ка функ­ции  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка с той же ор­ди­на­той не мень­ше 4 и не боль­ше 6.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пре­об­ра­зу­ем ис­ход­ную функ­цию:

f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 4x пра­вая круг­лая скоб­ка =2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 4x плюс 4 минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка =2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 4x плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби умно­жить на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка .

а)  Решим урав­не­ние:

2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 4x пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби рав­но­силь­но 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 4x пра­вая круг­лая скоб­ка =2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но x в квад­ра­те плюс 4x= минус 4 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но x в квад­ра­те плюс 4x плюс 4=0 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =0 рав­но­силь­но x плюс 2=0 рав­но­силь­но x= минус 2.

б)  Решим не­ра­вен­ство:

2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 4x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 1 рав­но­силь­но 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 4x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 2 в сте­пе­ни 0 рав­но­силь­но x в квад­ра­те плюс 4x боль­ше или равно 0, рав­но­силь­но x левая круг­лая скоб­ка x плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x мень­ше или равно минус 4,x боль­ше или равно 0. конец со­во­куп­но­сти .

в)  За­ме­тим, что функ­ция

f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби умно­жить на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка

воз­рас­та­ет или убы­ва­ет од­но­вре­мен­но с функ­ци­ей  левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те , по­это­му она убы­ва­ет при x мень­ше или равно минус 2 и воз­рас­та­ет при x боль­ше или равно 2. По­сколь­ку  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 9 7 боль­ше 0 боль­ше минус 2 и  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 2 боль­ше 0 боль­ше минус 2, будет до­ста­точ­но срав­нить сами эти числа какое из них мень­ше, то и даст мень­шее зна­че­ние функ­ции

 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 2= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка 9 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 1/2 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка 2=2 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка 9 пра­вая круг­лая скоб­ка 2 = ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 9 4 мень­ше ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 9 7.

Зна­чит, f левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 2 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше f левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 9 7 пра­вая круг­лая скоб­ка .

г)  Если у двух точек гра­фи­ка оди­на­ко­вые ор­ди­на­ты, зна­чит, для двух раз­лич­ных зна­че­ний ар­гу­мен­та функ­ция при­ни­ма­ет оди­на­ко­вые зна­че­ния. Оче­вид­но, если f левая круг­лая скоб­ка a пра­вая круг­лая скоб­ка =f левая круг­лая скоб­ка b пра­вая круг­лая скоб­ка , то и  левая круг­лая скоб­ка a плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка b плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те , то есть либо a плюс 2=b плюс 2 (тогда a=b и это одна и та же точка), либо a плюс 2= минус левая круг­лая скоб­ка b плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка , тогда a= минус 4 минус b. Итак, ар­гу­мен­ты с таким свой­ством долж­ны быть свя­за­ны со­от­но­ше­ни­ем b= минус 4 минус a или иначе a плюс b= минус 4.

Усло­вие за­да­чи тогда за­пи­шет­ся в виде \absb минус a при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 4;6 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка (рас­сто­я­ние между точ­ка­ми гра­фи­ка из­ме­ря­ет­ся по го­ри­зон­та­ли, по­сколь­ку ор­ди­на­ты точек оди­на­ко­вы).

\absb минус a при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 4;6 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка рав­но­силь­но \abs минус 4 минус a минус a при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 4;6 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка рав­но­силь­но \abs минус 4 минус 2a при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 4;6 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка рав­но­силь­но \abs2a плюс 4 при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 4;6 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но 2a плюс 4 при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 6; минус 4 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 4;6 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка рав­но­силь­но 2a при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 10; минус 8 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 0;2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка рав­но­силь­но a при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 5; минус 4 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 0;1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка

Те­перь нужно по­нять, какие ор­ди­на­ты могут быть у точек гра­фи­ка с та­ки­ми абс­цис­са­ми.

a плюс 2 при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 3; минус 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 2;3 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка a плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 4;9 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка рав­но­силь­но 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 16;512 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка мень­ше рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: конец дроби 16 умно­жить на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 1;32 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

Ответ: f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 1;32 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

 

Ответ: а)  левая фи­гур­ная скоб­ка минус 2 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка ; б)  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; минус 4 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 0; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка ; в) f левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 2 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше f левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 9 7 пра­вая круг­лая скоб­ка ; г)  левая квад­рат­ная скоб­ка 1;32 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 1867

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, Санкт-Пе­тер­бург, 2000 год, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Ис­сле­до­ва­ние функ­ций, По­ка­за­тель­ные не­ра­вен­ства, По­ка­за­тель­ные урав­не­ния и их си­сте­мы, Срав­не­ние чисел
?
Сложность: 9 из 10