
3В. Дан многочлен
а) Найдите все значения параметра a такие, что многочлен делится без остатка на многочлен
б) Найдите все значения параметра a такие, что многочлен имеет три вещественных корня (не обязательно различных), сумма которых равна 9.
в) Найдите все значения параметра a такие, что многочлен имеет три вещественных корня, образующих арифметическую прогрессию.
г) Случайным образом выбирают число a из множества целых чисел, принадлежащих отрезку Определите вероятность того, что при этом значении a число
является корнем многочлена
кратности два.
Решение. а) Многочлен делится на в том и только в том случае, когда он имеет корни 1 и −1. Подставим их.
При получим
При получим
Ответ:
б) Воспользуемся тем, что всегда является корнем и выделим множитель
получим
Тогда его корни это и по условию
в) Теоретически возможны три ситуации — какой из корней будет средним членом прогрессии. Первый случай тогда
и корни
Второй случай
— этот случай не реализуется. Третий случай
тогда
и корни
Ответ: или
г) Нужно, чтобы одно из чисел a или оказалось равно 1, то есть
или
При этом второе из этих чисел оказывается не равно единице (так что корень будет именно кратности 2, а не 3). Итак, нам подходят 2 числа из 9 целых чисел отрезка
Ответ:
Ответ: а) б) 1; в)
г)
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
б) Воспользуемся тем, что всегда является корнем и выделим множитель
получим
Тогда его корни это и по условию
в) Теоретически возможны три ситуации — какой из корней будет средним членом прогрессии. Первый случай тогда
и корни
Второй случай
— этот случай не реализуется. Третий случай
тогда
и корни
Ответ: или
г) Нужно, чтобы одно из чисел a или оказалось равно 1, то есть
или
При этом второе из этих чисел оказывается не равно единице (так что корень будет именно кратности 2, а не 3). Итак, нам подходят 2 числа из 9 целых чисел отрезка
Ответ: а)
б) 1; в)
г)
б) Воспользуемся тем, что всегда является корнем и выделим множитель
получим
Тогда его корни это и по условию
в) Теоретически возможны три ситуации — какой из корней будет средним членом прогрессии. Первый случай тогда
и корни
Второй случай
— этот случай не реализуется. Третий случай
тогда
и корни
Ответ: или
г) Нужно, чтобы одно из чисел a или оказалось равно 1, то есть
или
При этом второе из этих чисел оказывается не равно единице (так что корень будет именно кратности 2, а не 3). Итак, нам подходят 2 числа из 9 целых чисел отрезка
Ответ: а)
б) 1; в)
г)
PDF-версии: