
2. Дана функция
а) Решите неравенство
б) Решите уравнение
в) Найдите промежутки монотонности функции
г) Выясните, существует ли такое положительное число a, что уравнение имеет ровно два решения.
Решение. а) Преобразуем: Обозначая
получаем неравенство
Отсюда:
Теперь решим неравенство
б) Имеем уравнение Решая уравнения
получаем ответ:
в) Исследуем функцию Она, очевидно, убывает на луче
и возрастает на луче
возрастает на луче
и
при
имеем ответ: функция f на промежутке
убывает, а на луче
— возрастает.
г) Введем функцию Обозначим
и
Достаточно выяснить, существует ли такое число b, что уравнение
имеет ровно два решения. Но оно имеет или одно решение
или бесконечно много решений
ДРУГОЕ РЕШЕНИЕ: Предположим, что найдется такое a, что уравнение имеет ровно два решения
и
Пусть, например,
(
очевидно, не подходит, но для
можно провести аналогичное рассуждение). Ясно, что
Но пользуясь проведенным исследованием на монотонность, заключаем, что
Но тогда
— противоречие.
Ответ: а) б)
в) на
функция убывает; на
— возрастает; г) не существует.
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: