Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 1802
i

3В. Дано ком­плекс­ное число  b=1 минус i.

а)  Изоб­ра­зи­те на чер­те­же мно­же­ство всех таких ком­плекс­ных чисел z, что  |z минус b|=|b|.

б)  Про­верь­те, яв­ля­ют­ся ли числа b и  минус b кор­ня­ми урав­не­ния  3z в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс z в кубе минус z в квад­ра­те плюс 14=0.

в)  Изоб­ра­зи­те на чер­те­же мно­же­ство K всех ком­плекс­ных чисел z таких, что  \barb\barz минус bz=|b|i.

г)  Най­ди­те наи­мень­шее зна­че­ние вы­ра­же­ния  |z плюс b| плюс |z минус b| для  z при­над­ле­жит K.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть z=x плюс yi.

а)  Имеем:

\absz минус b=\absb рав­но­силь­но \absz минус b= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 в квад­ра­те плюс 1 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та рав­но­силь­но \absz минус b= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та .

В левой части на­пи­са­но рас­сто­я­ние между точ­ка­ми z и b. По­это­му ис­ко­мое мно­же­ство  — окруж­ность с цен­тром в b=1 минус i и ра­ди­у­сом  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та (cм. левый ри­су­нок).

б)  По­лу­ча­ем:

b в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка 1 минус i пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =1 минус 2i плюс i в квад­ра­те =1 минус 2i минус 1= минус 2i,  левая круг­лая скоб­ка минус b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =b в квад­ра­те ,

b в кубе =b в квад­ра­те умно­жить на b= минус 2i левая круг­лая скоб­ка 1 минус i пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 2i плюс 2i в квад­ра­те = минус 2i минус 2,  левая круг­лая скоб­ка минус b пра­вая круг­лая скоб­ка в кубе = минус b в кубе =2 плюс 2i,

b в сте­пе­ни 4 = левая круг­лая скоб­ка b в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка минус 2i пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =4i в квад­ра­те = минус 4,  левая круг­лая скоб­ка минус b пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни 4 =b в сте­пе­ни 4 .

Те­перь под­ста­вим в дан­ное урав­не­ние z=b

3 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка минус 2i минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка минус левая круг­лая скоб­ка минус 2i пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 14= минус 12 минус 2i минус 2 плюс 2i плюс 14=0,

z=b яв­ля­ет­ся кор­нем.

Те­перь под­ста­вим в дан­ное урав­не­ние z= минус b

3 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка 2i плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка минус левая круг­лая скоб­ка минус 2i пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 14= минус 12 плюс 2i плюс 2 плюс 2i плюс 14=4 плюс 4i,

z= минус b не яв­ля­ет­ся кор­нем.

в)  По­сле­до­ва­тель­но по­лу­ча­ем:

\overlineb\overlinez минус bz= левая круг­лая скоб­ка 1 плюс i пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус yi пра­вая круг­лая скоб­ка минус левая круг­лая скоб­ка 1 минус i пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс yi пра­вая круг­лая скоб­ка =x плюс ix минус iy минус yi в квад­ра­те минус x плюс ix минус iy плюс yi в квад­ра­те =2ix минус 2iy.

По усло­вию, 2ix минус 2iy= ко­рень из 2 i или 2x минус 2y= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та . Это урав­не­ние пря­мой y=x минус дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби (см. пра­вый ри­су­нок).

г)  За­ме­тим, что точки b и  минус b лежат по раз­ные сто­ро­ны от по­стро­ен­ной пря­мой, по­это­му со­еди­ня­ю­щий их от­ре­зок пе­ре­се­ка­ет эту пря­мую. \absz минус b плюс \absz плюс b=\absz минус b плюс \absz минус левая круг­лая скоб­ка минус b пра­вая круг­лая скоб­ка   — сумма рас­сто­я­ний от точки z до точек b и  минус b. По не­ра­вен­ству тре­уголь­ни­ка она не мень­ше рас­сто­я­ния между точ­ка­ми b и  минус b, рав­но­го \absb минус левая круг­лая скоб­ка минус b пра­вая круг­лая скоб­ка =\abs2b=2\absb=2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та и это зна­че­ние до­сти­га­ет­ся в точке пе­ре­се­че­ния дан­но­го от­рез­ка и пря­мой из преды­ду­ще­го пунк­та.

Ответ: а) см. рис.; б) число b  — ко­рень урав­не­ния; в) см. рис.; г)  2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 1802

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, Санкт-Пе­тер­бург, 1994 год, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Дей­ствия над ком­плекс­ны­ми чис­ла­ми , Изоб­ра­же­ние мно­жеств ком­плекс­ных чисел на плос­ко­сти
?
Сложность: 9 из 10