
Лавочник имеет два сорта кофе: по 66 коп. и по 40 коп. за фунт. Из этих двух сортов он сделал смесь, которую продал трем покупателям по 64 коп. за фунт, получив с этой продажи 28% прибыли. Число фунтов, купленных тремя покупателями, относится между собой как 3,33... : 2,5 : 0,833... Кроме того известно, что второй покупатель заплатит больше третьего на столько рублей, сколько получится процентных денег в 2912 руб., отданных под 4% годовых на 1,5 мес. Сколько фунтов каждого сорта кофе купец взял для получения упомянутой смеси?
Решение. Процентных денег от 2912 рублей, отданных под 4% годовых, было бы 116 руб. 48 коп. за 12 месяцев. За полтора же месяца будет начислено в 12 : 1,5 = 8 раз меньше, то есть 2912 : 8 = 14 руб. 56 коп.
Заметим, что
поэтому:
Следовательно, количества фунтов, купленных тремя покупателями, относятся между собой как Умножая на 6 и разделив на 5, получаем отношение
Ежели третий покупатель заплатил за покупку x руб., то второй заплатил 3x руб., а первый — 4x руб., причем второй заплатил на 2х больше третьего. Из этого получаем, что
а тогда
руб.
руб.
На эту сумму была куплена смесь, ценою по 64 коп., всего
фунт
смеси.
Цена 64 коп. за фунт смеси содержит 28% прибыли. Без прибыли же фунт стоит 64 : 1,28 = 50 коп. Если бы вся смесь состояла только из более дешевого кофе, то ее фунт стоил бы 40 копеек. Заменив один фунт дешевого кофе одним фунтом дорогого, лавочник увеличил бы стоимость фунта смеси на 26 копеек. Значит, чтобы увеличить стоимость на 10 копеек, надобно добавить не один фунт, а то есть
фунта дорогого кофе на каждый фунт смеси. Посему смесь на
состоит из дорогого кофе и на
из дешевого кофе. Общая масса кофе 91 фунт, в этом количестве дорогой кофе составляет
фунтов,
оставшиеся же фунтов это дешевый кофе.
Ответ: в смеси 35 фунтов кофе по цене 66 коп. и 56 фунтов кофе по цене 40 коп.
Видеоразбор.
Сведение этой задачи к системе уравнений приведено в прекрасном видеоразборе московского учителя Михаила Попова.
Примечание.
Эта задача взята нами из протокола письменного испытания по арифметике учениц 4 класса частной женской прогимназии Э. В. Эриксон от 25.04.1913. Начался экзамен в 2 3/4 и кончился в 4 часа 50 минут (то есть начался в 14:45, закончился в 16:50). Экзаменовались 28 учениц, обучавшихся в текущем году в прогимназии (ф. 139 оп. 1 д. 13937, л. 41).
Прогимназии в Российской империи были учреждены в 1864 году, могли быть мужскими, женскими или военными. В начале XX века в России было 200 прогимназий. В прогимназиях было четыре класса образования (реже — шесть), соответствовавших четырём младшим классам гимназии. Выпускники могли поступать в старшие классы гимназий или работать учителями начальных школ. Немного о женском образовании в конце
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: