
Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке
Решение. Чтобы найти наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке, найдем значения функции на концах этого отрезка и в критических точках, принадлежащих этому отрезку. Данная функция определена и дифференцируема на указанном отрезке. Итого производная равна
Найдем критические точки, решив уравнение тогда
На отрезке лежит только корень
Найдем значения функции в точках
Вычислим значения в этих точках:
и Сравним между собой значения
и
Из того, что
и получаем
т. е.
Сравним
и
Учитывая, что
и получим
Следовательно,
Понятно, что
и, значит, на указанном отрезке функция принимает свое наименьшее значение
в точке с абсциссой
а наибольшее значение
в точке с абсциссой
Ответ: и
Замечание. Ученики могли обосновать выбор наибольшего и наименьшего значений функции, опираясь на возрастание функции f(x) на указанном промежутке, так как Следовательно, по определению возрастающей функции большему значению аргумента соответствует большее значение функции, т. е.
так как
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: