
4. Дана функция
а) Найдите координаты точек пересечения графика функции с осями координат.
б) Исследуйте функцию на монотонность.
в) Постройте график функции
г) Образующая конуса равна Найдите наибольший возможный объем такого конуса.
Решение. а) Нужно решить уравнение откуда
Значит, точки пересечения с осью абсцисc это
Первая заодно будет точкой пересечения с осью ординат.
б) Возьмем производную функции
что положительно при
и отрицательно при
или
Значит убывает при
возрастает при
и убывает при
в) Добавим еще несколько пунктов в исследование. Из предыдущего видно, что — точка минимума, а точка
— точка максимума функции,
Возьмем вторую производную, получим что отрицательно при
и положительно при
Значит, функция выпукла вверх при
и выпукла вниз при
Точка
будет точкой перегиба,
Функция
— кубический многочлен. Она определена везде и принимает все значения. Она нечетная. У нее нет асимптот. Осталось построить график.
г) Обозначим высоту конуса за h, а радиус основания за r. Тогда по условию Объем конуса равен
Это выражение отличается от исследовавшийся нами функции только постоянным множителем Поэтому оно возрастает при
и убывает при
так что максимальный объем конуса равен
Ответ:а)
б) убывает на
и на
возрастает на
в) см. рис.; г)
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: