
3.А. Дана функция
а) Решите уравнение
б) Постройте график функции
в) Найдите наименьшее и наибольшее значения функции на отрезке
г) Найдите площадь фигуры, расположенной в первой координатной четверти и ограниченной графиком функции и прямой
Решение. а) Решим уравнение
откуда
б) Приведём функцию к виду
Функция является кубическим многочленом, поэтому всюду определена и принимает все вещественные значения. Ее корнями, очевидно, будут и
Асимптот график не имеет. Возьмем производную
что отрицательно при и положительно при
или
Значит, функция возрастает на
убывает на
и возрастает на
При
у функции максимум, а при
у функции минимум, причём
Возьмем вторую производную
что положительно при
и отрицательно при
Значит, функция выпукла вниз при
и вверх при
При
у функции точка перегиба,
График изображен на рисунке.
в) Наибольшее и наименьшее значение функции могут быть в корнях производной или на концах отрезка:
Значит, наибольшее значение 4, а наименьшее −16.
г) Из пункта a) мы знаем, что прямая пересекает график функции при
и
(нас интересует только первая четверть, поэтому
мы не рассматриваем). Поскольку функция выпукла вниз при
ее график лежит ниже секущей. Поэтому
Ответ: а) б) см. рис.; в) −16 и 4; г) 4.
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: